КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Энергия солнца и ветра будет востребована в ближайшем будущем, однако нужны и другие возобновляемые источники энергии
«Инженерная и техническая отрасль развивается. Энергобаланс будет эволюционировать, будут появляться новые источники энергии, будут новые технологические прорывы», — заместитель Министра энергетики Российской Федерации Павел Сорокин.
«То, что касается солнечной энергетики, то, что касается ветровой энергетики, — это все-таки не конец технологического развития мысли. Они будут составляющими энергобаланса, но мне кажется, что в ближайшее время появятся какие-то технологии, которые будут тоже добавлять энергетические источники», — генеральный директор АО «Зарубежнефть» Сергей Кудряшов.
Синергия и баланс разных видов топлива необходимы для развития энергетики и энергоперехода
«Мы смотрим еще на вопросы, связанные с синергией. Например, в Ненецком автономном округе есть проекты удаленные, в полной изоляции от энергосистемы. И мы рассматриваем вопрос о том, что на определенных этапах жизненного цикла нам выгоднее, чтобы у нас в балансе производства электроэнергии был не только на газе сделан акцент. В какой-то момент надо будет переходить и на дизель, например. К этому моменту мы рассматриваем выработку энергии из ветра и сегодня уже начинаем первые опытные работы. То есть мы смотрим альтернативную энергетику именно в плане синергии с нашим основным бизнесом», — генеральный директор АО «Зарубежнефть» Сергей Кудряшов.
«К 2050 году, естественно, углеводороды будут занимать по-прежнему существенную часть энергетического баланса вообще в целом в мире. Если не вдаваться в крайности — ни в одну, ни в другую, ни “в зеленую”, ни в традиционную, то надо подходить к решению проблемы именно по работе на результат. Если результат — это снижение выбросов, а не попытка полностью перекроить какие-то устои, которые на сегодняшний день имеются, то синергия между традиционными и новыми сегментами является правильным путем», — заместитель Министра энергетики Российской Федерации Павел Сорокин.
«Чтобы новые технологии развивались, реализовывались и становились сильнее, необходим баланс, особенно на переходный период. Кажется, что все, что происходило в ЕС сейчас, — это не кризис, собственно говоря, альтернативных источников энергии, а в первую очередь определенные трудности и, если можно так сказать, ошибки, которые произошли на этапе планирования энергоперехода», — старший вице-президент по ESG ПАО Сбербанк Татьяна Завьялова.
Россия имеет перспективы в развитии газовой и водородной энергетики
«Мы считаем, что даже по самым агрессивным прогнозам, которые мы видели, доля углеводородов в мировом энергетическом балансе может упасть с 85% текущих, может быть, до 65%. 60-65% в самом агрессивном сценарии, в базовом сценарии — где-то до 70%. То есть это все равно базовая загрузка имеется», — заместитель министра энергетики Российской Федерации Павел Сорокин.
«У нас очень хорошие предпосылки. У нас выработка газовой генерации сейчас 47%. У нас очень серьезная доля — 38%, если я не ошибаюсь, выработки — это атомная энергетика и гидроэнергетика. Это очень хорошая доля, которая обеспечит стабильную и качественную экономику в период, именно переходный период», — старший вице-президент по ESG ПАО Сбербанк Татьяна Завьялова.
«Я знаю, что в России большой потенциал развития индустрии водорода — 20% его к 2030 году может вырабатываться в России с поставками на мировые и азиатские рынки. Большая ресурсная база. Можно рассчитывать на развитие в этой области, и рост России будет влиять в значительной мере на эту индустрию во всем мире», — старший вице-президент по международной геологоразведке и добыче, региональный менеджер по России Equinor Торе Мортен Лосет.
ПРОБЛЕМЫ
В последние годы наблюдается значительное уменьшение инвестиций в нефть и газ
«Конечно, мы видим сегодня, что происходит, — объем инвестиций в нефть и газ упал с 2014 года практически в два раза в апстрим. И, конечно, это скажется в дальнейшем. Второе — надо понимать, что инвестиции, наоборот, в ветер и солнце уже превзошли инвестиции, которые идут в апстрим», — генеральный директор АО «Зарубежнефть» Сергей Кудряшов.
«Мировое сообщество прекращает инвестиции в традиционные сегменты. Результат этого вы видите — это очень краткосрочный скачок цен на топливо. Да, ситуация, скорее всего, выправится в следующем году. Но при этом это очень тревожный звоночек. Потому что это не является результатом последнего пандемийного года, он просто катализатором выступил. Но инвестиции снижались, как уже сказали, на протяжении последних 5-7 лет», — заместитель Министра энергетики Российской Федерации Павел Сорокин.
РЕШЕНИЯ
Необходимо создавать условия, в том числе регуляторные, для постепенного увеличения доли возобновляемых источников энергии
«Надо понимать, что на сегодняшний день мир пытается создать регулирование, которое направит больший объем инвестиций именно в альтернативную энергетику. Сегодня уже банки прорабатывают вопросы кредитования. Наверное, мы даже сегодня услышим, что они свои что-то делают в этом направлении», — генеральный директор АО «Зарубежнефть» Сергей Кудряшов.
«Дальше, конечно, нам придется принимать решения и правильно балансировать и объемы инвестиций, и достижение необходимых показателей по углеродоемкости экономики, внедряя и увеличивая постепенно долю ВИЭ. Но очевидно совершенно, что база у нас все равно будет оставаться — это газ», — старший вице-президент по ESG ПАО Сбербанк Татьяна Завьялова.
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org