КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Климатической нейтральности можно достичь только путем сотрудничества всех стран
«Мы только стоим на пороге глобальных изменений и формирования новых трансконтинентальных рынков углеродного регулирования. Думаю, что в ближайшие 5–7 лет это будет рынок сотрудничества, а не рынок конкуренции. Только тогда, когда на земле исчезнет последняя рыба или последний зверь, мы убедимся, что деньги нельзя есть. Поэтому мы должны в этом плане, безусловно, сотрудничать», — заместитель генерального директора по проектному инжинирингу, устойчивому развитию и международному сотрудничеству ПАО «РусГидро» Сергей Мачехин.
«Мы более-менее близки друг к другу в части того, как мы будем двигаться к этому пути. У нас есть широкое поле для сотрудничества между Российской Федерацией и Германией. Конечно, мы будем импортировать энергию, особенно из возобновляемых источников. Но все равно этого не будет достаточно. Поэтому мы будем продолжать наши усилия по декарбонизации по всем направлениям. Общество поддерживает нас в этом усилии. И нам критически будет важно не только в прошлом сотрудничать с Россией, но и в будущем», — статс-секретарь Федерального министерства экономики и энергетики Федеративной Республики Германия Андреас Файхт.
«Европейский союз очень внимательно смотрит за содержанием вредных канцерогенных веществ в той продукции, которая в него попадает. Мы не уникальны в этой части, есть еще и другие страны, но мы крупнейший в мире производитель чистого фосфорного сырья без примесей кадмия. Мы в компании "ФосАгро" провели опрос среди наших инвесторов. Все они были инвесторами в соответствии с принципами ООН, то есть это соответствие принципам устойчивого развития. Так вот, инвесторы отметили, что главным индикатором устойчивости компании, на который они обращают внимание, является индикатор, говорящий потенциально о том, насколько хорошие практики в области экологического менеджмента, социальной ответственности будут внедрены», — член правления, заместитель генерального директора по финансам и международным проектам ПАО «ФосАгро» Александр Шарабайко.
ПРОБЛЕМЫ
Нет единой мировой стратегии по достижению климатической нейтральности
«Любая страна мира имеет разные стратегии по достижению этих целей, нет какой-то единой стратегии. Различие зависит от ответа на вопрос: какого уровня мы собираемся достичь? Какого уровня достигли уже разные страны? Какие есть сильные и слабые стороны у стран? Какие у них имеются возможности?» — статс-секретарь Федерального министерства экономики и энергетики Федеративной Республики Германия Андреас Файхт.
РЕШЕНИЯ
Снижение выбросов углерода и отказ от угольного топлива
«На Германию, например, приходится лишь 2% всех загрязнений. Если взять такие страны, как Индия и Китай, то это другие цифры. Но и Китай примет свою программу ограничения выбросов в части производства электроэнергии, отказываясь от угля. Я думаю, что, в общем-то, все страны двигаются в одном направлении», — управляющий директор Немецкого энергетического агентства (Dena) Кристина Хаверкамп.
«Мы, безусловно, планируем двигаться по пути снижения углеродного следа. В инвестпрограмме нашей компании предусмотрен глобальный переход к газовой генерации вместо угля, и в следующем году из шести объектов четыре мы переводим на чистый газ. Мы строим малые электростанции, развиваем малую генерацию. В прошлом году запустили две, в этом году строятся две, и в следующем году начнем еще три. Очень активно смотрим на крупное сотрудничество с российскими международными партнерами в рамках производства водорода как альтернативного энергоносителя», — заместитель генерального директора по проектному инжинирингу, устойчивому развитию и международному сотрудничеству ПАО «РусГидро» Сергей Мачехин.
Объединение усилий всех стран мира по достижению климатической нейтральности
«Крайне важно для российского бизнеса мыслить глобально, а не мыслить в двухсторонних отношениях вроде "Евросоюз — Россия", "Россия — Китай". Китай очень быстро подтягивается к международным стандартам. Принятые политические решения в области экологизации экономики выполняются. Это во многом должно заставить нас видеть планету целиком, глобально, а не с перетягиванием одеяла между Китаем и Евросоюзом», — руководитель Центра ответственного природопользования Института географии РАН; доктор географических наук, заслуженный эколог Российской Федерации Евгений Шварц.
«Сегодня мы общаемся, и частота этого общения скорее приведет к тому, что мы найдем какие-то общие цели, найдем общую повестку. И шансов договориться в диалоге всегда больше, чем когда одна страна или один регион, вне зависимости от мнения других, устанавливает какие-то цели, цифры и так далее», — член правления, заместитель генерального директора по финансам и международным проектам ПАО «ФосАгро» Александр Шарабайко.
«Мы установили взаимоотношения между моим Министерством и Министерством энергетики Российской Федерации для того, чтобы ускорить некоторые процессы, чтобы уже встречать во всеоружии те вызовы, которые мы ожидаем. Мы определили три главных направления в этом сотрудничестве — это эффективность производства, второе — возобновляемая энергия и третье — это, конечно, водород», — статс-секретарь Федерального министерства экономики и энергетики Федеративной Республики Германия Андреас Файхт.