Агентство стратегических инициатив (АСИ) организовало дискуссию «До обеда обучаемся – после обеда зарабатываем». Представители системы среднего профобразования рассказали о выстраивании бизнес-процессов на базе колледжей, а также обозначили проблемные вопросы, решение которых требует изменений на законодательном уровне.
По статистике, около 40 % выпускников колледжей не работают по специальности. Одна из причин – невозможность получить первое рабочее место, хороший производственный опыт во время учебы. Для решения этой проблемы Московский государственный образовательный комплекс (МГОК) предложил идею «Колледж-завод», которая предусматривает создание субъектов малого и среднего предпринимательства на базе профессиональных образовательных организаций. Предложение было озвучено на форуме «Сильные идеи для нового времени», организованном АСИ и Фондом Росконгресс.
«Агентство стратегических поддерживает проект с прошлого года. У нас есть партнеры среди федеральных министерств, органов исполнительной власти. Организация производственных или бизнес-площадок для практического обучения, создание первых рабочих мест для студентов может действительно трансформировать систему среднего профессионального образования», –подчеркнула директор Центра инициатив направление «Молодые профессионалы» АСИ Жанна Кадылева.
«Каждая организация среднего профобразования готова к этой работе и делает некие прототипы предприятий малого и среднего бизнеса. В нашем колледже, например, будет четыре направления: медиапродакшн, фармацевтика, информационные технологии и направление по производству металлоконструкций», – рассказал директор МГОК Игорь Артемьев.
В Тихорецком индустриальном техникуме Краснодарского края уже есть несколько производственных участков, где студенты 3-4 курсов могут получить первое рабочее место и заработную плату. Эти площадки включены в рыночный процесс. Например, колледж выпускает в год сельхозпродукцию на 30-35 млн рублей.
«Но при этом мы не имеем тех льгот, которые сегодня есть, например, у сельхозтоваропроизводителей. Не можем претендовать на льготное налогообложение, получать лизинг, кредиты и дотации. И эти пробелы в действующем законодательстве нужно решать, чтобы малые учебные производственные предприятия, учредителями которых являются колледжи, имели такую же нормативно-правовую базу, как и предприятия реального сектора производства, с которым завтра мы будем конкурировать», – считает директор Тихорецкого колледжа Валерий Шевцов.
Кроме того, изменения в законодательстве позволят компаниям малого и среднего бизнеса включаться в развитие бизнес-единиц в колледжах, сделают этот процесс выгодным с точки зрения рыночных отношений.
«Здесь важный момент – введение инвестиционного налогового вычета на оборудование. Тогда, создавая производственный участок на базе колледжа, бизнес будет достаточно простимулирован. И мы получим не отдельные интересные кейсы реализации идеи «колледж-завод», а масштабную системную работу», – отметил ответственный секретарь комитета по профессиональному обучению РСПП Руслан Гуляев.
Проектируемая модель «колледж-завод» предполагает также системные меры по изменению работы самой образовательной организации: от повышения квалификации руководителя до трансформации маркетинговой стратегии учреждения. Для того чтобы начать продавать, предприятию на базе колледжа необходимо преодолеть конкурентные барьеры на рынке с учетом того, что продукт изготавливается студентами, а не квалифицированными рабочими с опытом.
АСИ предлагает в ближайшее время провести эксперимент по реализации этой модели в ряде регионов и по его итогам выявить сильные и слабые места. Работа будет идти через создаваемую Агентством экспертную группу.