На середину августа ГТЛК на 82% выполнила план по поставкам техники в рамках мероприятия нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» по обновлению городского пассажирского транспорта в 2021 году.
Региональным перевозчикам передано в лизинг 336 из 412 ед. транспорта (245 автобусов на ГМТ и 91 троллейбус). Заключены контракты с перевозчиками из 12 городских агломераций – всеми, кроме Иваново. На 13.08.2021 г. общий объем инвестиций ГТЛК в закупку общественного транспорта в рамках БКАД-2021 составил 6,5 млрд рублей, в том числе 3,4 млрд рублей бюджетных средств.
Ежегодно в России автобусами, троллейбусами и трамваями совершается 75% от всех поездок на транспорте общего пользования. При этом состояние парков для пассажирских перевозок, особенно в регионах, во многом отстает от современных требований. Так, средний возраст российского автобусного парка составляет 17,4 лет при нормативном сроке использования 10 лет.
Доля троллейбусов и трамваев, продолжающих работать по окончанию регламентного жизненного цикла, колеблется в районе 60%. Устаревшая техника снижает уровень безопасности и комфорта перевозок, наносит вред окружающей среде, но продолжает использоваться. Это является критической проблемой для крупнейших агломераций, в которых ежегодно растет население.
Еще хуже ситуация обстоит в дотационных регионах, у которых недостаточно финансовых возможностей для поддержки обновления транспорта перевозчиками. В свою очередь, коммерческие компании и финансовые организации часто расценивают проекты по поставке пассажирского транспорта в регионы с невысоким уровнем экономического развития как высокорискованные и отказываются участвовать в них. Наиболее тяжелая ситуация с изношенностью автобусного парка наблюдается в Дагестане, Северной Осетии, Калмыкии, Чечне и Камчатском крае.
По сути, единственным приемлемым выходом из сложившей ситуации для них остается участие в программе по модернизации пассажирского транспорта в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Программа реализуется Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) с использованием механизма лизинга и государственной поддержки в форме субсидий Минтранса. За счет софинансирования из федерального бюджета региональные перевозчики получают скидку 60% на приобретение экологически чистого транспорта.
Что важно, ГТЛК работает со всеми регионами вне зависимости от их платежеспособности, в том числе с дотационными, которые не интересны коммерческим организациям. В результате, обеспечивается равный доступ субъектов РФ к финансированию обновления пассажирских парков техники.
Именно в этом заключается глубинный смысл профильной программы – помогать прежде всего тем, кто больше всего в этом нуждается. Обновлять общественный транспорт, в первую очередь, в тех регионах, которые сами не справятся. Здесь – точка приложения максимальных усилий для исполнителя нацпроекта БКАД. Более того, это соответствует поручению Президента РФ по обеспечению выравнивания уровня жизни граждан в разных регионах страны.
С запуска мероприятия по обновлению общественного пассажирского транспорта нацпроекта БКАД перевозчики из 17 регионов получили в свое распоряжение 990 ед. техники (792 автобуса на ГМТ, 155 троллейбусов и 43 трамвая). Общий объем инвестиций в приобретение транспорта в 2020-2021 г. составил 16,7 млрд рублей (9,3 млрд рублей из федерального бюджета плюс 7,4 млрд рублей за счет привлеченных средств ГТЛК).
При этом заявленная потребность регионов в обновлении пассажирской техники только на 2021 год составила 3,9 тыс. ед. с необходимым объемом инвестиций в 64 млрд рублей. Эти цифры подтверждают крайнюю востребованность и актуальность модернизации пассажирского транспорта для субъектов РФ в рамках нацпроекта. А значит, хорошо зарекомендовавшая себя программа должна продолжаться, расширяться и дальше вносить свой вклад в равномерное развитие российских регионов.