Москва, 27 мая 2021 года — ПАО «ГМК «Норильский никель», крупнейший в мире производитель палладия и рафинированного никеля, а также один из крупнейших производителей платины и меди представил седьмой обзор рынков никеля и металлов платиновой группы, подготовленный экспертами «Норникеля» и ICBC Standard Bank на основе фундаментального анализа мировых экономических и отраслевых данных.
Полностью обзоры доступны на сайте «Норникеля».
Металлы платиновой группы
В 2020 году на рынок металлов платиновой группы сильно повлияла пандемия COVID-19, причем последствия кризиса ощутила на себе вся цепочка создания стоимости — от рудников и переработчиков вторсырья до автопроизводителей и других промышленных потребителей. Тем не менее, участники рынка адаптировались к новым условиям и своевременно приняли меры, что позволило им смягчить влияние пандемии. Эксперты считают, что благодаря масштабной поддержке со стороны правительств и центральных банков, автопром, а вслед за ним и рынок металлов платиновой группы продолжит восстановление в 2021 году. В то же время влияние COVID-19 еще не закончилось, последствия кризиса очевидны, в том числе это видно по дефициту полупроводников, из-за которого в этом году автомобильное производство будет на
Палладий
Оживление в автомобильной промышленности во второй половине прошлого года, особенно в Китае, и перебои в функционировании перерабатывающих мощностей в Южной Африке способствовали сохранению дефицита палладия на мировом рынке в размере 0,3 миллиона унций в 2020 году. В этом году наблюдается активное восстановление спроса в автомобильной промышленности и других отраслях почти до предкризисного уровня, хотя рост сдерживается дефицитом полупроводников. Рост спроса будет удовлетворяться увеличивающимся предложением из Южной Африки и других регионов, а также из вторичной переработки. Но из-за приостановки Норильской обогатительной фабрики, рудников «Октябрьский» и «Таймырский» эксперты ждут дефицита палладия на уровне 0,9 миллиона унций в 2021 году против баланса в прежней оценке. При этом, отмечают эксперты, дефицит будет частично нивелирован за счет распродажи запасов, включая металл, произведенный, но не проданный «Норникелем» в 2020 году.
Платина
В 2020 году на рынке платины (без учета инвестиций) наблюдался профицит на уровне 0,2 миллиона унций. Снижение промышленного и ювелирного потребления компенсировалось сокращением предложения аффинированного металла, вызванного перебоями в работе перерабатывающих предприятий в Южной Африке, а также снижением сбора лома и проблем с вторичной переработкой катализаторов на основе карбида кремния. В то же время устойчивый инвестиционный спрос смог полностью поглотить избыток металла.
В этом году добыча и переработка восстанавливаются. Спрос растет впечатляющими темпами, но он все равно не в состоянии потребить все дополнительное предложение. Поэтому эксперты ждут профицита на рынке платины в размере 1 миллиона унций (без учета инвестиций)
Никель
Эксперты снизили прогноз профицита на рынке никеля в 2020 году до 76 000 т (со 108 000 т в прежней оценке), в 2021 году — до 52 000 т (с 75 000 т).
По их оценке, в 2021 году ожидается восстановление спроса на первичный никель на 15% год к году по мере выхода мировой экономики из периода сниженного потребления, вызванного коронавирусной пандемией. При этом, восстановление спроса будет компенсировано ростом предложения, в первую очередь за счет запуска новых мощностей по производству чернового ферроникеля (NPI) в Индонезии.
В 2022 году, по оценке экспертов, профицит превысит 100 000 т на фоне продолжающегося расширения производства низкосортного никеля. Однако ускоренный рост сектора аккумуляторных батарей с его постоянно ужесточающимися экологическими требованиями и потенциальное сокращение предложения могут сдержать профицит, считают эксперты.
Баланс рынка никеля в дальнейшем будет определен темпами роста производства электромобилей, подытожили эксперты. На сегодняшний день рынок электромобилей активно растет благодаря стимулирующим мерам правительств, а также развитию технологий производства аккумуляторных батарей при снижении их стоимости. Эксперты придерживаются мнения, что долгосрочный рост потребления никеля будет преимущественно обусловлен темпами роста сектора аккумуляторных батарей.