В предъюбилейном году «Росгосстрах» готовится доказать, что 100-летняя компания может быть на передовом крае внедрения новейших технологий, и намерен расширить использование роботизированных операций в подразделениях поддержки. Компания уже имеет опыт успешного использования систем RPA (Robotic Process Automation), заменяющих сотрудников при обработке части информации, поступающей в Федеральный операционный центр (ФОЦ) из региональных филиалов. А в ближайшее время готовится запустить в промышленную эксплуатацию программных роботов, которые возьмут на себя функцию по поддержанию взаимодействия между системой электронного документооборота «Tessa» и новой полисной платформой «Guidewire», на которую поэтапно переходят продажи основных страховых продуктов, реализуемых «Росгосстрахом».
«Использование роботов не только высвобождает кадровые ресурсы и сокращает количество ошибок, неизбежных при так называемом «человеческом факторе», но и позволяет сотрудникам и подразделениям продаж и поддержки быстрее адаптироваться к постоянно совершенствующемуся IT-ландшафту компании, — говорит член Правления, руководитель Операционного блока «Росгосстраха» Максим Шепелев. — Использование RPA является альтернативой дорогостоящей и длительной интеграции тех сложнейших систем учета и хранения данных, которые мы сейчас внедряем. Роботизация ряда операций существенно сокращает процесс подготовки к запуску новых систем и, соответственно, ускоряет переход компании на самые современные технологии международного уровня».
Первый проект по роботизации в «Росгосстрахе» запускался несколько лет назад с целью оптимизации рутинных процессов в расположенном в Кирове Федеральном операционном центре компании. Программно-аппаратный комплекс из 20 серверных роботов и оркестратора на платформе UIPath стал использоваться в трех операциях: по учету договоров страхования, по поиску и идентификации определенных убытков, по соотнесению списаний инкассо к конкретным убыткам и отражению этой информации в бухгалтерском учете.
«Мы используем RPA-решения от компании UIPath, считающейся лидером рынка роботизированной автоматизации. Нам эти решения уже заменяют труд 122 сотрудников, которых пришлось бы дополнительно принимать в штат ФОЦ, — говорит начальник Управления бизнес-архитектуры «Росгосстраха» Сергей Волков. — Только на оплате труда это дало компании существенную экономию — более 15 млн рублей ежегодно. А ведь нужно еще учесть сокращение количества ошибок при вводе данных, повышение скорости их обработки и в целом снижение нагрузки на ФОЦ как на одно из важнейших бизнес-звеньев в работе компании. А первый опыт использования серверных роботов позволил подготовиться к решению более серьезных задач, которые стоят перед нами сегодня, и даже заглянуть в будущее — мы понимаем, какой эффект принесет использование сотрудниками подразделений поддержки «Росгосстраха» личных роботизированных помощников».
По словам заместителя руководителя Операционного блока «Росгосстраха» Евгения Ильина, завершающийся сейчас процесс внедрения RPA-решения, призванного заменить интеграцию между системами «Guidewire» и «Tessa», позволит быстрее и без привлечения дополнительных кадровых ресурсов запустить продажи на современной полисной платформе самого массового страхового продукта — ОСАГО. И в целом ускорить переход компании на более технологичные инструменты продажи полисов и системы учета договоров страхования.
Но потенциал использования роботизации в подразделениях поддержки «Росгосстраха» гораздо больше. Сейчас Операционный блок изучает возможность предоставления в следующем году каждому заинтересованному сотруднику компании робота-помощника, на которого можно будет возложить рутинные операции — такие, например, как формирование отчетов, сбор данных и управление ими, создание и осуществление рассылок и т.п. «Новый продукт от UI Path, который мы планируем использовать, представляет из себя так называемую систему класса low-code — то есть, не требующую от пользователя знания языков программирования, — рассказал Евгений Ильин. — Эта система позволяет обучить робота совершению определенных действий как путем формирования схем процессов, так и путем записи действий пользователей. Робот будет просто воспроизводить записанную один раз последовательность шагов».
Сейчас специалисты «Росгосстраха» определяют количество сотрудников, которые будут задействованы в пилотном проекте, пройдут вводное обучение и смогут самостоятельно создавать себе помощников для решения задач в рамках своего функционала. Страховщики также намерены использовать опыт коллег из материнской группы «Открытие», где активно внедряют роботизацию в рабочие процессы головного офиса и за последние полгода уже создали более 50 роботов, помогающих в решении различных ежедневных задач сотрудникам банка.
«Использование роботов позволит раскрыть истинный потенциал наших сотрудников, которые сейчас вынуждены тратить значительное количество времени на рутинные операции. У них появится время для развития собственных компетенций и повышения эффективности труда», — подчеркнул руководитель Операционного блока «Росгосстраха» Максим Шепелев.