Диверсифицированный страховой портфель, выстроенная система продаж во всех каналах и эффективные бизнес-процессы обеспечили «Росгосстраху» запас прочности, позволивший преодолеть эффект торможения, с которым неизбежно столкнулись все субъекты российской экономики в период массовой самоизоляции на большей части страны. Во втором квартале 2020-го сборы в целом по компании снизились на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но произошло это в основном за счет карантинных ограничений в апреле и мае, тогда как в июне положительная динамика восстановилась, и собранная премия уже была выше прошлогодней на 7%. А поскольку вплоть до начала режима самоизоляции «Росгосстрах» рос, существенно опережая темпы роста всего российского страхового рынка (сборы за первый квартал были на 27,6% выше прошлогодних), компания и по итогам 6 месяцев сохранила курс на устойчивое развитие, обеспечив положительный финансовый результат. Как свидетельствует отчетность компании по ОСБУ, чистая прибыль за первое полугодие 2020-го составила 6,3 млрд рублей. Это в 4,5 раза больше прибыли, полученной в 1 квартале этого года, и на 63% выше прибыли за первое полугодие 2019-го.
Собранная в январе-июне 2020-го страховая премия у «Росгосстраха» выше прошлогодней на 11% — 40,9 млрд рублей. При этом прирост к показателям аналогичного периода 2019 года обеспечен по большинству видов страхования. Некоторый спад во втором квартале наблюдался только в страховании от несчастных случаев и добровольном автостраховании.
«Это был ожидаемый эффект в ситуации, когда автосалоны практически остановили продажи, снизился поток клиентов в офисы банков, а туристы были вынуждены отказываться и от поездок, и от полисов, приобретенных для путешествий, — говорит Генеральный директор ПАО СК «Росгосстрах» Геннадий Гальперин. — Столь же предсказуем в разгар пандемии был рост в продажах классического добровольного медицинского страхования и так называемых «коробочных» продуктов по телемедицине и страхованию от критических заболеваний. Понятно было, что не обвалится ОСАГО — это обязательный вид, потребность в «автогражданке» сохранялась даже в период ограничений, просто подросли онлайн-продажи».
Руководитель «Росгосстраха» отметил, что каналы продаж компании смогли оперативно адаптироваться к работе в режиме карантинных ограничений. После некоторого спада в апреле и мае агентский канал завершил квартал ударной работой в июне, и за счет этого удалось обеспечить рост и превышение прошлогодних показателей во втором квартале, и в первом полугодии. Уже в мае работали более 90% офисов продаж компании, ожидаемо в период самоизоляции и санитарных ограничений росли онлайн-продажи, хороший результат продемонстрировал и корпоративный канал, по итогам полугодия выросли и партнерские продажи — в том числе и через компании Группы «Открытие».
Успешно преодолеть сложный период компании помогла и перестройка бизнес-процессов, которую провела команда Геннадия Гальперина, возглавившего «Росгосстрах» ровно год назад — в июле 2019-го. За прошедший год был усилен управленческий состав в центральном офисе и региональных филиалах, пересмотрены принципы взаимодействия между центром и регионами
«Росгосстраху», как, наверное, и всем российским страховщикам сейчас приходится корректировать свои планы на этот год. Но в целом мы удовлетворены теми результатами, которых удалось достичь в беспрецедентной для нашей отрасли, да и для всей экономики ситуации, вызванной пандемией, — говорит Геннадий Гальперин. — Это, несомненно, новый опыт, который нас только укрепил. По итогам работы за первое полугодие мы демонстрируем устойчивую прибыль и двузначный рост и не отказываемся от намерения увеличить свою долю рынка по итогам 2020 года».