В Инженерной школе Forbes — просветительском проекте для студентов технических вузов и молодых специалистов, реализуемом при поддержке «Норникеля» и Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», — завершился первый учебный год. В проекте очно и дистанционно приняли участие более 1 тыс. человек из ведущих вузов Москвы, в число которых вошли МИСиС, МФТИ, МАИ, МГУ, МИФИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, РЭУ им. Г. В. Плеханова, Инженерная академия РУДН и многие другие. Около 250 студентов из Санкт-Петербурга, а также горных и политехнических университетов Сибири и Урала подключились к прямой трансляции, а студенты из регионов Крайнего Севера воспользовались возможностью посмотреть лекции в записи. В целом количество просмотров лекций школы на ее YouTube-канале составило около 2 тыс.
«Спустя почти год после старта могу с уверенностью сказать: у нас получилось, — отметил генеральный директор Forbes Russia Эльмар Муртазаев. — Наши лекторы говорят о вещах, которые ломают представление о российской промышленности; показывают, насколько интересные процессы там происходят и насколько сейчас востребованы технические специалисты».
На итоговой встрече Инженерной школы представитель «Цифровой лаборатории Норникеля» Александр Крупин рассказал об инновационных решениях этого R&D-подразделения компании. «Цифровая лаборатория» разрабатывает дроны для проведения видеосъемки в руднике, способные автономно перемещаться глубоко под землей без использования GPS. Также в лаборатории создаются промышленные экзоскелеты для облегчения физических работ, которые по ряду причин невозможно автоматизировать. В ноябре сотрудники «Цифровой лаборатории» отпилотировали для обследования шахты в Норильске робота-маркшейдера, управляемого дистанционно — из офиса в Москве.
На Кольской ГМК «Норникеля» внедряется разработанная командой система контроля использования средств индивидуальной защиты (СИЗ) на основе видеоанализа и машинного зрения. Система в режиме онлайн отслеживает факты нарушения работником использования СИЗ, такие как отсутствие спецодежды, установленной формы, очков, перчаток, касок или неправильно надетый подбородочный ремешок. Затем система направляет руководителям, ответственным за технику безопасности на площадке, уведомление с фотографией зафиксированного инцидента.
«Как показывает пирамида происшествий Хенриха, на каждые 30 тыс. легких нарушений техники безопасности приходится порядка 3 тыс. травм и один смертельный случай. Мы в нашей компании пытаемся эту пирамиду „сгрызть“ до нуля, в том числе с помощью контроля, который позволяет нам осуществлять видеоаналитика», — подчеркнул Александр Крупин.
Помимо видеоаналитики, или компьютерного зрения, «Норникель» использует и другие технологии Индустрии 4.0: цифровые двойники, большие данные, виртуальную и дополненную реальность, а также интернет вещей. Следующим этапом станут внедрение дронов, экзоскелетов, роботизация горной техники, цифровизация мониторинга дамб и дна хвостохранилищ, предикативный анализ состояния различной техники и многое другое.
Проект «Инженерная школа Forbes» стартовал в апреле 2019 года. В течение года состоялось пять лекций, на которых топ-менеджеры компаний — флагманов отечественной индустрии, представители крупного бизнеса рассказывали студентам о применяемых инновационных технологиях, о современных требованиях к профессии инженера, щедро делились экспертизой и инсайдом.
Заместитель генерального директора ООО «Заполярная строительная компания» «Норникеля» Евгений Невежин рассказал об особенностях работы компании в условиях Крайнего Севера, а руководитель управления автоматизации Кольской ГМК Андрей Шклярук — о том, как «Норникель» проводил в рудниках связь, о дистанционном контроле подземных горных работ в режиме онлайн, разработанной «Норникелем» программе-симуляторе для расчета количества горной техники для спуска под землю и системе трехмерного моделирования отработки подземных пластов. Заместитель генерального директора, главный конструктор АО «НПО Энергомаш» Петр Левочкин рассказал о новых технологиях моделирования в космическом двигателестроении и о том, как VR-инструменты помогают избежать ошибок на этапе проектирования. От сооснователя и генерального директора «АЗОТТЕХ» Виталия Тихонова студенты узнали о применении беспилотной техники при проведении буровзрывных работ. Руководитель портфеля продуктов математического моделирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ госкорпорации «Росатом» Дмитрий Фомичев рассказал о применении математического моделирования в проектировании. Студенты также узнали об особенностях деятельности отечественного производителя микроэлектроники ПАО «Микрон». Большой интерес вызвал доклад заместителя директора по науке Технического университета УГМК Павла Козлова о существующем во всем мире тренде — рециклинге отходов металлургического производства.
Более детально с лекциями спикеров можно ознакомиться здесь: https://www.ens.forbes.ru/.
Эльмар Муртазаев, генеральный директор Forbes Russia:
— Когда мы вместе с «Норникелем» запускали Инженерную школу, идея была очень простой. Сейчас много (и справедливо) говорят о четвертой технологической революции, но понимают под ней преимущественно интернет, медицину и нейронауки. Из-за этого, как мне кажется, у молодежи, студентов размываются представления о реальности. Сырьевой и тяжелой промышленности будто бы не существует, а ведь именно там происходят главные изменения. Да и Россия есть и останется промышленной страной, если смотреть на нее с точки зрения экономики, экспорта, рынка рабочей силы, наконец. И мы хотели показать и рассказать, как меняются металлургия, добыча, различные виды промышленности; показать людей, которые этим занимаются.
Спустя почти год после старта могу сказать: у нас получилось. Наши лекторы говорят о вещах, которые ломают представление о российской промышленности; показывают, насколько интересные процессы там происходят и насколько там сейчас востребованы специалисты в современных областях знаний.
Дарья Крячкова, директор HR-департамента «Норникеля»:
— Люди для нас — это не ресурс, это капитал, который подразумевает определенные вложения. Это инвестиции в будущее. У «Норникеля» сформирован большой кластер программ по привлечению студентов и молодых специалистов. Особенно это касается студентов инженерных и технических специальностей, в которых и отрасль в целом, и наша компания испытывает определенную нехватку. Инженерная школа Forbes — проект, который естественно вписался в программу продвижения HR-бренда «Норникеля». Судя по отзывам участников Инженерной школы, подобный и, на мой взгляд, удачный коммуникационный формат помогает будущим инженерам сформировать для себя понимание: в каком направлении двигаться, куда расти и развиваться; наметить компании, в которых они хотели бы работать после завершения обучения в вузе.
Есть и просветительский элемент: и у «Норникеля», и у многих других крупных промышленных компаний имеется огромная база наработок в части инженерных и технических решений, и этот огромный накопленный индустриальный опыт должен стать общим достоянием. Инженерная школа — та самая площадка, где бизнес может делиться имеющимися знаниями и опытом как друг с другом, как и с молодым поколением, которое совсем через небольшой период времени придет к нам работать