Президент ПАО «Норильский никель» Владимир Потанин не скрывает, что его компания является серьезным загрязнителем окружающей среды, и что решение экологических проблем — это вопрос не только гражданского долга, но и коммерческого выживания компании. Он мечтает о том, что в будущем компания сможет позиционировать свою продукцию как «зеленую».
Давая интервью программе «Мнение» на телеканале «Россия 24» Владимир Потанин, что называется, назвал многие вещи своими именами.
Он много раз возвращался к теме решения экологических вопросов, объяснив, что для «Норильского никеля» это сейчас является очень важным аспектом деятельности. В этот раз руководство компании не стало все объяснять только заботой о жителях городов, в которых действуют ее производства. Потанин отметил, что мода на экологию — мировой тренд, и для коммерческого благополучия предприятия ему необходимо быть в этом тренде.
Имиджевые проекты
«Сейчас „Норильский никель“ является существенным загрязнителем окружающей среды. На многих инвесторов и клиентов это производит негативное впечатление. Когда мы говорим о решении экологических проблем, это вопрос не только нашего гражданского долга, но и коммерческого выживания. Экология еще долго будет оставаться существенным мировым трендом. Она будет в центре внимания», — отметил он.
Говоря о востребованности продукции, главный акционер промышленного гиганта, не скрывая, сказал, что именно из-за повышенных экологических требований к автомобилям в следующие
«Сейчас на рынке появилась мода производить электромобили. Все знают, что для этого понадобится никель и кобальт. Этот спрос будет материальным для отрасли через
Даже если в следующие
Сейчас экологическая ситуация в Норильске и Мурманской области — главных промышленных площадках компании оставляет желать лучшего, несмотря на то, что уже заметны изменения. Так, после закрытия Никелевого завода в Норильске объем выбросов вредных веществ в городе снизился на 35%. По словам Потанина, компания пытается комплексно решить вопрос улавливания серы.
«Никелевый завод в Норильске был построен в 1942 году. Это героический завод, на котором был произведен первый никель для фронта. Но это все уже давно пора было превратить в музей, а мы все как-то не решались», — так Потанин охарактеризовал одно из старейших производств, которое было остановлено в 2016 году.
Серный проект
Дальше встал вопрос о том, как полностью, комплексно решить эту проблему — как уловить всю серу, которая выбрасывается в атмосферу и свести ее уровень до минимального и приемлемого для окружающей среды.
«Занимаясь этим проектом, мы столкнулись с достаточно сложными технологическими проблемами, но мы нашли решение, основанное на наших российских технологиях. Они позволяют производить серную кислоту, затем ее нейтрализовать. В результате конечный продукт возможно будут закладывать в шахты, то есть использовать как строительный материал», — рассказал Потанин.
Он еще раз отметил, что к 2023 году компания должна полностью завершить программу улавливания серы в Норильском промышленном районе. Инвестиции в этот проект составляют порядка 2,5 млрд долларов.
Снижение международной напряженности
Другой важный проект, по словам руководителя «Норильского никеля», реализуется на Кольском полуострове. В 2016 году компания существенно снизила выбросы диоксида серы в Мурманской области, где самыми загрязненными населенными пунктами традиционно оставались город Заполярный и поселок Никель (данные по выбросам за 2017 год пока не опубликованы). Они расположены рядом с государственной границей Королевства Норвегия.
Именно соседнее государство продолжает поднимать на международной арене тему неприемлемого уровня выбросов со стороны России.
«Для увеличения эффективности производства и снижения выбросов вредных веществ мы провели довольно сложную технологическую процедуру, которая заключается в том, что добываемую руду и производимый концентрат мы разделили на „бедный“ и „богатый“. В одном содержится много серы, в другом мало серы. Тот продукт, в котором мало серы, мы плавим у себя, а тот, в котором много серы, мы поставляем в другие места, где эта проблема решена», — рассказал он, не обозначив, однако, места плавки «богатого по сере продукта», где решены экологические проблемы.
Выбросы диоксида серы в Мурманской области, по итогам 2016 года, были на 35 000 тонн меньше, чем в 2015 году. Их объем составил 119, 7 тыс тонн. Однако руководитель компании назвал их объем «допустимым».
«Таким образом, мы уже снизили объемы выбросов до допустимых, то есть тех, которые нам предписаны государством. Но в 2019 году мы это снизим еще в два раза, то есть будем в два раза лучше, чем нам предписано».
Потанин счел это важным для того, чтобы и местные жители себя почувствовали лучше, и экологические показатели на границе стали лучше.
«Претензии норвежской стороны, надеюсь, в ближайшее время „сойдут на нет“. Это важно и с точки зрения престижа нашей страны. Мы способны решать эти экологические проблемы и не затрагиваем соседей», — отметил он.
Экология подтолкнет экономику
Если компания решит все свои экологические проблемы и продолжит поставлять на мировой рынок металлы, способствующие продвижению чистых энергетических технологий, то со временем «Норильский никель» надеется позиционировать свою продукцию как «зеленую».
Несмотря на огромную стоимость инвестиционной программы, Потанин уверен, что ее реализация упрочит и улучшит финансовые показатели компании в будущем.
«Это должно принести многомиллиардную прибавку в стоимости компании, — отметил он. — Наша продукция востребована во всем мире. Примерно половина меди, никеля и других металлов, производимых нашей компанией, потребляется в Китае. Много потребляется в Юго-Восточной Азии. Спрос на нашу продукцию устойчивый, и прогноз благоприятный», — рассказал Потанин, позволив себе помечтать вслух:
«У меня есть мечта, чтобы через пять лет в аэропорту Алыкель (Норильск) был бы баннер, который приглашал бы в туристические туры. Вокруг Норильска есть красивые места. Там очень красивая природа с системами водопадов и озер. Сейчас, когда „Норильский никель“ известен как загрязнитель, приглашать в такие туры рановато. Но когда мы эту проблему решим, я мечтаю о том, чтобы Норильск был не только металлургическим, но и туристическим центром».
Столь экологическая и амбициозная мечта не может, наверное, оставить равнодушными не только экологов. «БЕЛЛОНА» надеется, что в этот раз компании удастся осуществить «серный проект», и что на модернизацию и экологизацию компании не повлияют ни возможные санкции, ни другие причины.
Есть шанс, что эта мечта сбудется, особенно, когда ее хочет осуществить главный акционер крупного промышленного гиганта. Это будет крайне непросто, особенно к 2024 году. Объемы выбросов диоксида серы в Мурманской области составляют сотню тысяч тонн, в Норильске — около миллиона тонн. И сегодняшнее состояние «природных красот» в непосредственной близости от Никеля и Заполярного точно не способствует экологическому туризму. Даже для этих населенных пунктов, после решения всех экологических проблем с выбросами и модернизацией производства, понадобится провести нешуточные объемы рекультивации земель. Что уж говорить о Норильске и его окрестностях.
Автор: Анна Киреева