Аналитики «МегаФона»: Розничная сеть сотового ритейла в России избыточна

На развитие розничной сети операторы в России тратят деньги, которые в итоге давят на маржинальность бизнеса. По данным аналитиков «МегаФона», совокупно на содержание собственной розницы и новые подключения российские операторы Big4 тратят более 60 млрд в год, что не перекрывается денежным потоком от новых подключённых абонентов. Капитальные затраты операторов на открытие одного среднего салона под собственным управлением обходится от 1 до 1,5 млн ₽ без НДС. При этом большая часть CAPEX в ритейле является невозвратной инвестицией. По оценке «МегаФона», количество сотовых розничных точек продаж операторов связи и крупных ритейлеров в России избыточно и оставляет более 23 тысяч штук. Это примерно по 1 610 салонов на 100 000 жителей.

Комментирует Влад Вольфсон, коммерческий директор компании «МегаФон»:

«Российская сотовая розница создавалась в середине 2000-х на волне ажиотажного роста подключений абонентов и как следствие — продаж мобильных устройств. В условиях современного рынка количество салонов сотовой связи в России избыточно и не отражает современных реалий: клиенты всё чаще покупают товары онлайн, а дополнительные услуги подключают в «Личном кабинете».

К 2019 году количество точек сотового ритейла в России сократится: низкомаржинальный бизнес требует всё больше затрат на привлечение клиентов, при этом не показывая ту эффективность, которая была раньше.

Следуя эффективному подходу в отношении развития сети продаж, в среднесрочной перспективе мы планируем постепенно двигаться по пути оптимизации розничной сети и выстраивать отношения с нашими партнерами таким образом, чтобы значительно снизить зависимость от объёма новых подключений, концентрируясь на качестве привлекаемых клиентов. Мы видим потенциал в развитии систем самообслуживания клиентов, а также предоставлении возможности клиенту купить оборудование онлайн и получить качественное обслуживание и сервис любым удобным для него способом».

По итогам 2015 года интернет-магазин «МегаФона» посетило 16,5 млн человек. По итогам 9 месяцев 2016 года интернет-магазин «МегаФон» посетило более 12 млн человек, что на 35% больше чем за аналогичные 9 месяцев прошлого года. За этот период общий товарооборот интернет-магазина увеличился на 8% по отношению к аналогичному периоду 2015 года;

Согласно данным исследования 2ГИС, проведенного в марте 2016 года, в городах-миллионниках концентрация салонов в среднем в два раза выше: на 100 000 жителей приходится от 19 до 36 точек продаж мобильных телефонов. Больше всего салонов находятся в Перми и Омске, Москва по количеству точек продаж на количество жителей находится на 13 месте среди крупнейших городов России, Санкт-Петербург — на 8. Тем не менее, столицы отличаются самым большим абсолютным количеством точек продаж мобильных телефонов. В Москве таких около 3 400, в Петербурге — более 1 500. В то же время в Германии по оценкам BCG на 1 миллион человек приходится 52 салона, в Великобритании — 37 салонов;

Ряд аналитиков объясняют большое количество салонов в России структурой рынка с доминированием предоплатной системы. Однако в Италии с аналогичной системой оплаты всего лишь 31 салон на 1 миллион человек, что примерно в 4 раза меньше, чем в России.

По данным J’son & Partners Consulting на конец первого квартала 2016 года, доля операторской розницы по объёму продаж составила 34% от всего рынка мобильной розницы, остальную долю рынка занимают мультибрендовые сети и несетевые салоны.

Количество точек продаж у крупных игроков рынка сотового ритейла и операторов связи в России*

Наименование

Количество собственных точек продаж

Количество салонов по франшизе

Итого

МегаФон

> 2 000

~2 000

~4 000

ВымпелКом

1500

~2 000

~3 500

МТС

4087

1751

5838

Теле2

3300

3300

Yota

100

220

320

Евросеть

~4 000

~4 000

Связной

~2 700

~2 700

* Данные из открытых источников

Другие пресс-релизы