Комментирует Влад Вольфсон, коммерческий директор компании «МегаФон»:
«Российская сотовая розница создавалась в середине 2000-х на волне ажиотажного роста подключений абонентов и как следствие — продаж мобильных устройств. В условиях современного рынка количество салонов сотовой связи в России избыточно и не отражает современных реалий: клиенты всё чаще покупают товары онлайн, а дополнительные услуги подключают в «Личном кабинете».
К 2019 году количество точек сотового ритейла в России сократится: низкомаржинальный бизнес требует всё больше затрат на привлечение клиентов, при этом не показывая ту эффективность, которая была раньше.
Следуя эффективному подходу в отношении развития сети продаж, в среднесрочной перспективе мы планируем постепенно двигаться по пути оптимизации розничной сети и выстраивать отношения с нашими партнерами таким образом, чтобы значительно снизить зависимость от объёма новых подключений, концентрируясь на качестве привлекаемых клиентов. Мы видим потенциал в развитии систем самообслуживания клиентов, а также предоставлении возможности клиенту купить оборудование онлайн и получить качественное обслуживание и сервис любым удобным для него способом».
По итогам 2015 года интернет-магазин «МегаФона» посетило 16,5 млн человек. По итогам 9 месяцев 2016 года интернет-магазин «МегаФон» посетило более 12 млн человек, что на 35% больше чем за аналогичные 9 месяцев прошлого года. За этот период общий товарооборот интернет-магазина увеличился на 8% по отношению к аналогичному периоду 2015 года;
Согласно данным исследования 2ГИС, проведенного в марте 2016 года, в городах-миллионниках концентрация салонов в среднем в два раза выше: на 100 000 жителей приходится от 19 до 36 точек продаж мобильных телефонов. Больше всего салонов находятся в Перми и Омске, Москва по количеству точек продаж на количество жителей находится на 13 месте среди крупнейших городов России, Санкт-Петербург — на 8. Тем не менее, столицы отличаются самым большим абсолютным количеством точек продаж мобильных телефонов. В Москве таких около 3 400, в Петербурге — более 1 500. В то же время в Германии по оценкам BCG на 1 миллион человек приходится 52 салона, в Великобритании — 37 салонов;
Ряд аналитиков объясняют большое количество салонов в России структурой рынка с доминированием предоплатной системы. Однако в Италии с аналогичной системой оплаты всего лишь 31 салон на 1 миллион человек, что примерно в 4 раза меньше, чем в России.
По данным J’son & Partners Consulting на конец первого квартала 2016 года, доля операторской розницы по объёму продаж составила 34% от всего рынка мобильной розницы, остальную долю рынка занимают мультибрендовые сети и несетевые салоны.
Количество точек продаж у крупных игроков рынка сотового ритейла и операторов связи в России*
Наименование
Количество собственных точек продаж
Количество салонов по франшизе
Итого
МегаФон
> 2 000
~2 000
~4 000
ВымпелКом
1500
~2 000
~3 500
МТС
4087
1751
5838
Теле2
3300
3300
Yota
100
220
320
Евросеть
~4 000
~4 000
Связной
~2 700
~2 700
* Данные из открытых источников