Медведев на заседании по работе ВПК зачитал телеграмму Сталина к заводам
Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев на заседании рабочей группы военно-промышленной комиссии призвал обеспечить силы ПВО самыми современными средствами и зачитал письмо Иосифа Сталина к двум директорам заводов по выпуску самолетов. В нем советский лидер обещал «кару» за производство Ил-2 в недостаточном количестве. Видеозапись с заседания Медведев разместил на своей странице во «В контакте».
В ходе совещания Медведев отметил, что Украина в скором времени получит от западных партнеров новые самолеты, крылатые ракеты большей дальности и беспилотники. В связи с этим, пояснил он, Вооруженные силы РФ должны быть обеспечены набором наиболее востребованных зенитных управляемых ракет к системам противовоздушной обороны. Это производство должно стать приоритетным, подчеркнул Медведев.
«Чтобы все понимали, каким образом достигалась Победа, я еще раз процитирую одно из известных указаний верховного главнокомандующего Иосифа Сталина двум директорам заводов: "Вы подвели нашу страну и Красную армию. Вы не изволите до сих пор выпускать Ил-2. Самолеты Ил-2 нужны Красной армии теперь как воздух, как хлеб"», – зачитал Медведев.
Далее в телеграмме говорится, что недостаточный выпуск Ил-2 – это «насмешка» над страной, за которую Сталин пригрозил последствиями.
«Шенкман дает по одному Ил-2 в день <…> А Третьяков дает МиГ по одной, по две штуки. Это насмешка над страной, над Красной армией. Нам нужны не "МиГи", а Ил-2. Если 18-й завод думает отбрехнуться от страны, давая по одному Ил-2 в день, то жестоко ошибается и понесет за это кару. Прошу вас не выводить правительство из терпения и требую, чтобы выпускали побольше "Илов". Предупреждаю последний раз. Сталин», – процитировал зампредседателя Совбеза.
Телеграмма Сталина датирована 23 декабря 1941 г., ее копия размещена на экспозиции в музее «Бункер Сталина» в Самаре. В сообщении речь идет о директоре авиазавода №18 Матвее Шенкмане. В течение октября – ноября предприятие было эвакуировано из Воронежа в Куйбышев (сейчас Самара), вследствие чего его мощности резко упали. В 1942 г. завод смог наладить производство и выпустить почти 4000 Ил-2.
Также в тексте упоминается директор авиационного завода №1 Анатолий Третьяков. За освоение выпуска штурмовика Ил-2 в сентябре 1941 г. ему было присвоено звание Героя социалистического труда. В 1944-1946 гг. был директором авиационного завода в Куйбышеве.