Западные юристы сочли законной возможную конфискацию активов России
Десять западных экспертов в области юриспруденции пришли к выводу, что конфискация заблокированных активов РФ законна с точки зрения международного права. Об этом пишет Bloomberg на заключение юристов для стран G7.
«Мы пришли к выводу, что, согласно международному праву, для государств, которые заморозили российские государственные активы, было бы законно принять дополнительные контрмеры против России, учитывая продолжающееся нарушение ею самых фундаментальных норм международного права», – утверждается в документе.
Контрмерой, в частности, эксперты назвали передачу замороженных активов РФ в качестве компенсации за ущерб, причиненный в результате действий России. Они рекомендовали передать российские активы под юрисдикцию международного механизма, который впоследствии мог бы направить деньги Украине. Заключение, направленное странам G7, подписали юристы из Бельгии, Франции, Германии, Японии, Нидерландов, Великобритании и США.
Bloomberg со ссылкой на источники, знакомые с ходом обсуждения этого вопроса, пишет, что Великобритания и США подталкивают союзников по G7 к полной конфискации активов ЦБ РФ. По данным агентства, идею поддерживает Канада, против выступают власти Франции и Германии из-за юридических препятствий и опасений, что такой шаг может нанести ущерб стабильности евро и создать опасный прецедент.
12 февраля Совет ЕС утвердил постановление, дающее возможность направлять на помощь Украине прибыль от замороженных активов ЦБ РФ. В тексте документа говорится, что финансовый взнос может быть направлен через бюджет ЕС в фонд помощи Украине, по которому совет Евросоюза и Европарламент достигли предварительного соглашения 6 февраля 2024 г. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что ЕС готов в ближайшее время легализовать использование процентных доходов от заблокированных средств РФ.
В Кремле сочли постановление Совета ЕС незаконным, назвав его посягательством на частную собственность. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков подчеркнул, что причастные к таким решениям будут преследоваться Россией в юридическом поле. В российском МИДе ранее неоднократно предупреждали о готовности ввести ответные меры в случае конфискации.