Небензя заявил об отсутствии движения по зерновой сделке
Никакого движения в ситуации вокруг соблюдения российской части зерновой сделки нет, заявил постоянный представитель России при ООН Василий Небензя, передает ТАСС.
«Никакого движения нет. Предпринимаются усилия, но они ни к чему не приводят», – заявил дипломат.
Небензя указал на наличие вопросов к работе Совместного координационного центра в Стамбуле, которые нужно разрешить. «Он не следует договоренностям, достигнутым в июле прошлого года», – сказал он. По словам российского дипломата, ситуация вокруг зерновой сделки, как ожидается, будет обсуждаться в ходе встречи министра иностранных дел России Сергея Лаврова и генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша.
Россия в апреле председательствует в Совете Безопасности ООН. Лавров в рамках председательства примет участие в заседаниях Совета Безопасности 24 и 25 апреля.
Накануне, 17 апреля, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что перспективы продления зерновой сделки остаются «не столь радужными», поскольку ситуация вокруг второй части договоренностей, касающихся экспорта российских удобрений и зерна, не улучшается.
14 апреля МИД РФ назвал пять условий продлений зерновой сделки, в числе которых подключение Россельхозбанка к системе расчетов SWIFT, возобновление поставок в Россию сельхозтехники, запчастей и сервисного обслуживания, попавшего под западные санкции, а также отмена ограничений на страхование и перестрахование российских судов с зерном и снятие запрета на их доступ в порты. Кроме того, российские власти требуют восстановить работу аммиакопровода Тольятти – Одесса и разблокировать зарубежные активы и счета российских компаний, связанных с производством и транспортировкой продовольствия и удобрений.
Зерновая сделка была заключена 22 июля 2022 г. представителями Турции и ООН, с одной стороны, и представителями России и Украины — с другой. С Москвой и Киевом были заключены отдельные соглашения: первое – по вывозу украинского зерна из трех портов, включая Одессу, Южный и Черноморск, второе — по помощи в экспорте российского зерна и удобрений. Москва неоднократно отмечала, что вторая часть сделки не выполняется.