Transparency International признала успехи России в борьбе с коррупцией
В сфере открытых данных Россия может считать себя лидеромРоссия полностью выполнила два из 16 обязательств по улучшению антикоррупционного законодательства и правоприменения, взятых ею на Лондонском всемирном антикоррупционном саммите 2016 г., и более или менее успешно работает над реализацией еще 13. И только обеспечение прозрачности бенефициаров всех компаний, участвующих в госконтрактах, оказалось для нее слишком амбициозной задачей. Таковы выводы доклада, который опубликовала во вторник международная организация Transparency International. По ее данным, наибольшее количество выполненных обязательств у Индонезии, Испании, Мексики, Великобритании и Франции, хуже всех справились с их реализацией Афганистан, Япония, Швейцария, Аргентина и США.
Навальный проиграл в суде
Фонд «Соцгоспроект», возглавляемый однокурсником премьера Дмитрия Медведева Ильей Елисеевым, выиграл иск в Люблинском суде к Алексею Навальному и его Фонду борьбы с коррупцией. Суд обязал удалить фрагменты фильма и опровергнуть сведения из расследования «Он вам не Димон».
Данные мониторинга не предполагают ранжирования стран (в саммите участвовали 27 государств и шесть международных организаций) в зависимости от достигнутого успеха, говорит юрист «Трансперенси интернешнл – Р» Дмитрий Утукин, но Россия на общем фоне выглядит неплохо. Лучше всего, как следует из доклада, дела обстоят с реализацией принципов Хартии об открытых данных: в части публикации госорганами информации о своей деятельности Россия может считать себя лидером. Она также вступила в «Единый стандарт по обмену налоговой информацией». Сложнее с обменом данными с подразделениями финансовой разведки и правоохранительными органами других стран, с возвращением выведенных коррупционерами активов. Нет признаков и того, что Россия принимает меры по обеспечению прозрачности бенефициарных собственников компаний, участвующих в госконтрактах.
Создание реестра людей, которые в конечном счете владеют компаниями или их контролируют, – одна из самых амбициозных задач для всех участников саммита, указывают авторы доклада. Ее ставили перед собой только 10 стран. С 2016 г. запустила свой реестр бенефициаров Великобритания, но там готовить проект начали задолго до саммита.
Первый зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев говорит, что не знаком с результатами мониторинга, но необходимость создания реестра бенефициаров компаний, участвующих в госзакупках, для него не очевидна. В России есть закон, запрещающий участвовать в госзакупках организациям, собственники которых прячутся в офшорах, напоминает он: какой же тогда смысл создавать реестр тех, кто даже не рассматривается в качестве участников сделки? Россия действительно эффективно справляется с принятыми на себя обязательствами в области противодействия коррупции на законодательном уровне, подтверждает депутат: он вспоминает, что и в рамках очередного раунда оценки исполнения Россией рекомендации Группы государств против коррупции замечаний к России практически не осталось. Однако создать нормативную базу – еще не значит побороть коррупцию, подчеркивает Валеев: остается работа над правоприменением и созданием в обществе атмосферы нетерпимости к коррупции.-