Уволенный из-за «Тангейзера» директор театра предсказал цензуру в культуре через финансирование

undefined

В будущем театры ждет цензура, которую будут осуществлять через финансовые механизмы, полагает Борис Мездрич, уволенный 29 марта с должности директора Новосибирского государственного театра оперы и балета. Об этом сообщает «Интерфакс». «Конечно, она не будет так называться, потому что по Конституции у нас нет цензуры», - отметил он. Механизм цензуры он видит в предложении министра культуры Владимира Мединского уменьшать финансирование театров на сумму, которая была затрачена на спектакль, который "не понравился некоему кругу лиц". «Допустим, на сумму, в которую обошелся "Тангейзер", уменьшить субсидию 2015 г. новосибирской опере», - сказал он. Мездрич отметил, что выразил несогласие с этой идеей в ходе встречи с министром незадолго до своего увольнения.

По словам Мездрича, постановка "Тангейзера" стоила столько же, сколько обычный спектакль такого уровня. Он добавил, что ситуация вокруг постановки далека от завершения. Мединский ранее, ссылаясь на данные новосибирского театра, говорил в интервью "МК", что стоимость постановки "Тангейзера" составила от 12 млн до 35 млн руб.

Экс-директор театра отметил "поспешность, с которой митрополит Новосибирский и Бердский Тихон написал в прокуратуру" заявление на "Тангейзер". По словам Мездрича, он "не воспользовался возможностью церкви, уважаемой в обществе, сразу перейти к переговорам, компромиссам с руководством театра". "Вот этого он не сделал", - сказал Мездрич. "Ожидаю, что наступит время, когда церковные иерархи, патриарх Кирилл прежде всего, скажут об этой позиции. Надо, чтобы он высказался", - считает он.

Мездрич также рекомендовал "очень внимательно посмотреть" на структуры, созданные при Новосибирской епархии. "Так называемые дочерние структуры, которые используют церковное имущество, используют религию как зонтик и очень агрессивны, это механизм раскачивания общественного согласия. Не церковь, а вот эти структуры, которые при ней", - сказал бывший директор.

В интервью "МК" министр Мединский обещал, что будет и впредь снимать руководителей театров, если придется. По его словам, в случившемся скандале прежде всего виноват Мездрич, который отказался приносить извинения. По его словам, Минкульт предложил создателям постановки разъяснить ее суть ("Это же не экспериментальная сцена, а академический театр"), убрать из сценографии раздражающие элементы и принести извинения. «Две недели просили отреагировать на наши предложения. И в конце концов получили официальный (!) ответ: "Просить прощения мы ни у кого не будем, поскольку нам не известны граждане, чьи чувства были задеты". Такой подход считаем оскорбительным», - подчеркнул министр.

Мединский считает, что если деятели искусства будут "пренебрегать чувствами верующих, то всем мало не покажется". «С нашей многонациональной, многоконфессиональной страной - тихо, тихо, а потом взрывается где-нибудь похлеще Charlie. Надо с этим решать в зародыше», - заявил он.