Госдума приняла закон о бюджетном правиле
undefinedГосдума на заседании в пятницу приняла во втором и третьем чтениях правительственный законопроект о бюджетном правиле.
Согласно законопроекту, расходы федерального бюджета будут рассчитываться исходя из базовой цены на нефть за пятилетний период с ежегодным увеличением этого периода на один год до достижения десяти лет.
Новое бюджетное правило устанавливает порядок использования нефтегазовых доходов с 2013 г. и предусматривает страховку от закладывания в бюджет слишком высокой базовой цены. Эта мера должна снизить зависимость российского бюджета от колебаний цен на энергоносители и позволит России вновь начать накапливать резервы. При этом ранее ряд экспертов предупреждали, что в случае нового пика кризиса средств для перераспределения в суверенные фонды может и не остаться и бюджетное правило станет невыполнимым.
По законопроекту, в случае, если фактическая цена на нефть превышает базовую, дополнительные доходы будут направляться в Резервный фонд или на замещение источников финансирования дефицита бюджета. Решение о таком перераспределении должно будет принимать правительство. Если фактическая цена окажется ниже базовой, то средства Резервного фонда будут направляться на покрытие дефицита бюджета.
Кроме того, в целях увеличения доходной части бюджета законопроект продляет до 1 января 2016 г. действие нормы о перечислении в бюджет 75% прибыли Банка России, остающейся после уплаты налогов и сборов. Согласно действующему закону, срок данной нормы истекает 1 января 2015 г.
Ко второму чтению в законопроект были внесены поправки, которые предлагают сделать возможным превышение расходами бюджета планки бюджетных правил только в тех случаях, когда расходы связаны с конкретными видами доходов.
Поправками устанавливается, что Резервный фонд формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда не достигает его нормативной величины. При формировании проекта бюджета дополнительные нефтегазовые доходы, планируемые к зачислению в Резервный фонд, определяются как разница между нефтегазовыми доходами, рассчитанными исходя из прогнозируемой на соответствующий финансовый год цены на нефть, и нефтегазовыми доходами, рассчитанными исходя из базовой цены на нефть.
Устанавливается, что бюджетные ассигнования на инфраструктурные и другие приоритетные проекты с ограниченным сроком реализации за счет дополнительных нефтегазовых доходов должны утверждаться законом о федеральном бюджете.
При рассмотрении законопроекта на заседании бюджетного комитета Госдумы депутаты отклонили поправку, согласно которой нормативная величина Резервного фонда должна составлять 5% ВВП вместо предложенных правительством 7% ВВП. В результате норма законопроекта осталась в той же редакции, что и при принятии в первом чтении в июле текущего года: после достижения Резервным фондом объема в 7% ВВП нефтегазовые доходы будут направляться на инфраструктурные проекты и в Фонд национального благосостояния в соотношении 50 на 50.