«Счастье любит тишину»
Губернатор Калининградской области о логистике в регионе, Иммануиле Канте и своем будущемС 2022 г. Калининградская область оказалась в сложной ситуации, когда Литва ограничила транзит товаров из основной части России в регион. С тех пор ситуация разрешилась, но все равно остается сложной – на железнодорожные поставки введено квотирование, а автомобильный транспорт через пункты пропуска идет очень медленно. Но за два года логистика маршрутов перестроилась, и теперь растет доставка грузов в регион по морю – на это идут субсидии. Кроме того, после чемпионата мира по футболу, пандемии и начала спецоперации в регионе растет количество туристов, для чего планируется расширение аэропорта региона «Храброво». Губернатор Антон Алиханов в интервью «Ведомостям» рассказывает о том, как регион адаптировался за два года к изменениям в логистике товаров, объясняет, почему назвал Иммануила Канта «трофеем» во время празднования 300-летнего юбилея философа, и опровергает свой скорый переход в федеральные органы исполнительной власти.
«Желание насолить соседу»
– Тема транзита продолжает оставаться проблемной. Но тут лучше по порядку. Есть несколько треков. Первый – автомобильный транзит из основной части России в Калининградскую область. И здесь все, к сожалению, не очень радужно. Если говорить про транзит через территорию Литвы, то у нас там остался один пункт пропуска. Новый пункт пропуска в Дубках, который был построен, мы собирались его запускать и который должен был стать самым большим международным пунктом пропуска, так и не открылся. Якобы у Литвы, когда еще была пандемия, там размыло дорогу и они до сих пор ее ремонтируют. Через него никакие грузы так и не поехали. В итоге работает один пункт пропуска – и автомобильный, и железнодорожный – Чернышевское (Кибартай). Я каждый день получаю по нему сводку. За прошлые сутки через него прошло 55 машин, хотя пропускная мощность – 300 машин.
Антон Алиханов
– Да, всего 55 грузовиков проехали. В нормальные дни сейчас бывает 100 машин, в хорошие – 150 машин. А проектная мощность для пропуска – 300 машин. Там все оборудовано досмотровыми комплексами. Никакой сложности работать в режиме 150–200 машин в день нет. Но есть исключительно указание литовского руководства пограничникам и таможенникам на этом пункте пропуска работать в таком низком режиме. Не итальянская забастовка, но что-то похожее. Ситуация с их стороны совершенно никак не регулируется и ничем не объясняется, кроме желания насолить соседу со стороны литовских руководителей.
Второй трек – это доставка грузов по железной дороге. Тут все более-менее стабильно, ситуация ухудшается не так быстро, как с автомобильным транзитом. Литва внедрила систему квот на железнодорожные перевозки. Она у них сформулирована так, что квота рассчитывается из средней за последние три года. Понятно, что такая формула приводит к постоянному уменьшению.
– С учетом того что в 2023 г. объем квот был снижен на 26%, в 2024 г. – на 20%, сейчас у нас по железной дороге идет около 2 млн т в год. Здесь меня беспокоит сам механизм. Он не настроен на сохранение железнодорожного транзита, учитывая квоты Литвы. Это подразумевает, что они и дальше будут сокращать квоты. Я очень надеюсь, что с этим что-то сделают и механизм пересмотрят. Мы постоянно напоминаем об этом МИДу, а они в своих нечастых контактах с литовцами напоминают об этом им. Но пока никаких изменений здесь нет.
– У меня нет. Есть только контакты на уровне рабочих пограничных и таможенных смен. Но это понятно – они непосредственно на границе общаются.
– Ну это не мне стоит такие вопросы задавать.
– Это грузовые авиаперевозки. И тут мы неплохо начинаем выглядеть. Аэропорт «Храброво» стал вторым аэропортом в Северо-Западном федеральном округе по грузопотоку. Они выросли на 33 000 т. Такими темпами мы скоро догоним «Пулково». Так что тут хорошие перспективы. Я надеюсь, что нам удастся договориться с китайцами с учетом седьмой степени «свободы неба». Нам не нужно отдельно получать согласование на прилет международных рейсов, а нужно только прямое согласие самого аэропорта. Мы исходили из того, что китайские и компании из других азиатских стран могли бы использовать дешевый – относительно европейских цен – авиакеросин, прилетать сюда, создавать здесь консолидационные склады и работать уже как на российский, так и на европейский рынок. Мы хотели бы, чтобы Китай рассмотрел возможность включения «Храброво» в проект «Воздушный шелковый путь». У нас сейчас был с визитом вице-премьер Дмитрий Чернышенко, который возглавляет российско-китайскую межправительственную комиссию, и мы с ним этот вопрос обсудили. Сейчас готовим материалы, чтобы поднять этот вопрос с партнерами.
– Да все, что угодно. Это могут быть любые товарные группы, где несущественна доля транспортных издержек.
«Ситуация с каждым днем все лучше и лучше»
– Да, и тут ситуация с каждым днем все лучше и лучше. От идеала, к которому мы стремимся, не очень далеко, но еще работа требуется. К нам пришел новый большой контейнеровоз, который может взять на борт 240 широкопалетных 40-футовых контейнеров. Там и рефрижераторные контейнеры можно перевозить. Контейнеризация у нас идет активно. Нам наконец-то эту тему с бизнесом удалось сдвинуть. Потому что заставить наших малых предпринимателей идти в сторону контейнеризации было достаточно сложно. Но у нас появилась нормальная качественная логистика, поэтому предприниматели двинулись в сторону контейнеризации.
В ближайшее время у нас выйдет RoRo-судно, на котором можно будет перевозить грузовики – будет около 150 штук помещаться. И самое приятное, как обещают, там можно будет перевезти до 200 человек. Это решает проблему перевозки водителей, которая есть на паромах. Там сейчас максимум 12 кают, и водителям приходится либо лететь в Петербург, либо второму водителю встречать грузовик в Усть-Луге или Петербурге. Так что мы очень довольны тем, как у нас идет пополнение флота.
– Ну мы же практически родина малого бизнеса в стране. Я шучу, конечно. Но у нас доля малого и среднего бизнеса в экономике достаточно большая. Соответственно, чем больше контейнер, тем выгоднее перевозка. Поэтому малому и среднему бизнесу они не выгодны из-за отсутствия таких объемов разовой отгрузки. Но это на самом деле двусторонняя работа. Перевозчики тоже должны над этим работать и изменять так логистику, чтобы повысить свою эффективность. Сейчас появляются эксперименты, правда, пока на железной дороге – платформы для малых контейнеров. На море же еще нет приспособлений, которые правильно бы держали такие контейнеры на судне. Поэтому мы пока смотрим на эксперименты на железной дороге. Но не знаем, сработают ли они на море или нет. Так что перспектива не близкая.
– На конец прошлого года было 24 судна. Сейчас, соответственно, будет больше.
– Хорошо, они оптимальны для нас. Они многофункциональны, потому что могут перевозить и контейнеры, и грузовики, и железнодорожные вагоны. Всего у нас четыре больших парома, которые могут перевозить железнодорожные вагоны. В плане эффективности на перевезенный килограмм они себя очень хорошо показывают.
– Да. Уже даны все поручения и определены источники финансирования. Гарантированно будет построено еще два парома на [судостроительном комплексе] «Звезде» и еще один в случае необходимости.
– Они оказались неэффективные для нас, не подходили по характеристикам.
– Да, оно шло, по-моему, в коридоре от 30 до 40 дней. Было несколько доставок уже. В целом же если говорить про иностранные контейнерные перевозки, то у нас есть грузы из Турции, Египта, Марокко. И вот теперь из Китая. Мы надеемся, что это будет постоянная линия. Они сначала заходят в Петербург, а потом идут к нам.
– Они работают с «Автотором» и с другими компаниями. Это контейнерные грузы – всякое оборудование, комплектующие.
– На самом деле идут разные. Литовцев ведь очень сложно понять. Сначала они вообще все пропускали, потому что не рассматривали доставку грузов из основной части России в Калининград как санкционную историю. И правильно делали, я считаю. Потом зачем-то кто-то начал задаваться вопросом: может, сделать какую-нибудь гадость своим соседям? И начали в этом упражняться. При том что сейчас они от этого сами несут больше потерь.
Поэтому у нас морем идут не только санкционные грузы, но и несанкционные тоже. К тому же может быть ситуация, когда груз не санкционный, а перевозчик или отправитель под санкциями. И тут черт ногу сломит в мотивации литовских пограничников и руководителей их транспортной системы.
– Оно есть. В прошлом году мы все деньги выбрали, и нам даже немножко не хватило. В этом году, к сожалению, задержался выпуск постановления правительства о субсидировании перевозок, оно вышло в конце марта. Только после этого Росморречфлот объявил конкурс, и сейчас они распределяют субсидии. Скорее всего, 90% всей суммы, которая предусмотрена на этот год, сразу же будет выбрана. То есть просубсидируется то, что возили три с половиной месяца до появления постановления правительства.
Президент в январе в Калининградской области проводил совещание, и мы потом с ним отдельно обсуждали этот вопрос. В его поручениях прописана необходимость предусмотреть увеличение субсидирования. Причем делать это опережающим темпом, чтобы не заставлять судовладельцев перевозить все по субсидированным тарифам – а деньги получать с отсрочкой в 2–3 месяца. И мы очень надеемся, что поручение президента будет выполнено правительством.
– Он вырос на 21% по грузообороту. Он растет и работает стабильно. Основной инвестор и его будущий владелец нам уже понятны. Мы сами им сделали предложение. Сейчас идет работа с Минфином, Росимуществом, другими коллегами в правительстве. Когда она будет завершена, мы сразу расскажем, кто инвестор. Но тут вам, как специалистам в этом деле, все должно быть понятно.
«Мы сделали очень много шагов вперед»
– Велика, несомненно. Без федеральной поддержки было бы достаточно сложно существовать. Некоторые предприятия не могли бы работать.
– Сложно сказать. Есть все-таки системные меры поддержки, как те же субсидии на морские перевозки. Они касаются почти всего. Все-таки наша география, наши границы, наше местоположение – это все объективные вещи, мы же не можем на них влиять. Поэтому, естественно, без поддержки сложно. И нужна она в первую очередь в связи с недружественными действиями соседей. Поэтому нам ее и оказывают.
– Тут суть в другом. Нужно госпрограмму социально-экономического развития Калининградской области разделять на две большие части. К первой, очень большой части мы имеем очень косвенное отношение. В ней речь идет о субсидии на поддержку рынка труда. Здесь мы лишь транзитеры. Этот механизм зависит от объема выпуска продукции. В 2022 г. возникли сложности у группы компаний «Автотор», которые пока полностью не преодолены. Поскольку произошло снижение выпуска автомобилей, то они бы получали субсидию и нам бы автоматом увеличили выплаты. Поэтому тут нельзя говорить про сокращение объема поддержки. Это, по сути, техническая ситуация, когда расходы связаны с источниками соответствующих доходов. И зависит это все от объема выпуска автомобилей на «Автоторе».
Вторая же часть – это строительство разных объектов. И эта часть как раз по итогам прошлого года выросла. Нам дали дополнительные деньги на дороги. По этой программе строились больницы, поликлиники, продолжает строится Северный обход города, создается береговое укрепление в Светлогорске. Сюда же входило финансирование по программе «Мы – россияне», когда наша молодежь ездила в Москву, Питер, Владивосток и другие города. Поэтому программа продолжает работать.
– Не могу сказать, что мы решили за последние годы все проблемы. Но мы сделали очень много шагов вперед, которые нам позволили снять некоторую остроту тех проблем, которые были, когда я восемь лет назад стал губернатором.
Во время пандемии из здравоохранения ушло много возрастных медработников, потому что, по понятным причинам, переживали за свое здоровье. Несмотря на это, за последние годы к нам в регион переехали или выпустились из нашего мединститута порядка 1500 медработников. И у нас в итоге, если смотреть разницу, прибавилось 320 врачей за последние годы. То есть число медработников выросло, дефицит кадров сократился.
У нас много мер поддержки для врачей. Если врачи переезжают из других регионов, то мы выплачиваем подъемные. Если впервые трудоустраиваются в систему здравоохранения, будучи выпускником нашего вуза или вуза из других регионов, мы тоже выплачиваем подъемные. Причем в некоторых муниципалитетах они составляют 900 000 руб. Если кто-то идет работать в селах, то идет выплата подъемных по программе «Земский доктор», а также наши региональные выплаты. Это хорошая поддержка. А чтобы не обижать и поддержать тех врачей, фельдшеров, медсестер, медбратьев, которые уже работают в регионе, мы им стали выплачивать по 2 млн руб. на улучшение жилищных условий. Эта мера действует второй год подряд.
В России с 2012 г. действует указ президента, связанный с зарплатами врачей, продолжает мониториться его исполнение. Мы его выполняем и даже перевыполняем – ежегодно на 1,5–2%. У нас 200% увеличение зарплаты для врачей, 100% – для среднего медицинского персонала.
– Это по итогам 2023 г. Если же говорить про длинную перспективу в три или пять лет, то мы где-то в середине по инфляции – на 40–45-м местах. Если говорить про уровень зарплат, то мы тоже в серединке. Прошлый год был особенный. У нас была сильная засуха, когда за полтора месяца не выпало ни капли дождя. У наших агрохолдингов не уродились овощи в том объеме, в каком ожидали. Пришлось ввозить. А представляете – как логистически, с учетом позиции соседей, ввозить в Калининградскую область овощи. Это все внесло свою долю в рост цен.
– Господдержка сельского хозяйства – это тоже вложение в сдерживание инфляции. Правильно? Ну вот этим и занимаемся.
– Ну это, конечно же, не так. Если вы оцениваете покупательную способность исключительно в куриных яйцах, то, наверное, да. Но жить в коробке из-под куриных яиц невозможно. Надеть на себя коробку из-под куриных яиц тоже невозможно. Все-таки потребительская корзина не состоит из марципанового батончика и пакета молока. Стоимость жилья в Москве такая же, как в Калининграде? В Калининграде она в среднем 100 900 руб. за квадратный метр.
– О чем тогда мы говорим?
– Нет, конечно, Лена, если вы хотите купить жилье на первой линии у моря в Зеленоградске, там цена повыше.
– Я живу в этом городе, славном регионе с 2015 г. Я каждый год жду, когда же он начнет сдуваться. Он все не сдувается и не сдувается. Мы в прошлом году построили 1,24 млн кв. м жилья. Это меньше, чем в 2022 г. Но это понятно почему – ставка выросла, кредитование чуть тормозится. Но все равно достаточно большое количество объектов было введено в эксплуатацию. При этом 48,5% – это строительство индивидуальных жилых домов.
– Такого было много в пандемию. Сейчас эта ситуация выровнялась. Понятно, что тогда это влияло на цены. Но этот тренд был не только у нас, а на всех привлекательных рынках недвижимости – в Москве, Московской, Ленинградской областях, Петербурге, Краснодарском крае и у нас. Все эти регионы сильно росли по стоимости жилья. Но дело еще в том, что в некоторых регионах строится мало жилья, а у нас много. И это позитивно сказывается на динамике цен – все-таки нераспроданное жилье подталкивает к тому, чтобы давать скидки.
«От «Автотора» очень многое зависит»
– До 2022 г. был рост промпроизводства, в 2022 г. обрабатывающие производства снизились на 20,5% по сравнению с 2021 г. А показатели 2023 г. – это остаточные явления тренда, поскольку нужно было адаптироваться к изменениям транспортной и финансовой логистики. С августа прошлого года мы перешли к росту. Сейчас эта тенденция сохраняется – индекс промпроизводства в январе и феврале 2024 г. составил 102,8 и 114,6% по отношению к прошлом году.
– Наш главный локомотив – это «Автотор». От них очень многое зависит. И сейчас ситуация меняется. У нас появился большой завод «Отисифарм про» с хорошим выпуском, там производят лекарственные препараты. Заработал первый из двух заводов «ЭнКОР групп» по производству кремниевых пластин и солнечных батарей. Строится гигафабрика «Росатома», где будут делать литий-ионные батареи. «Автотор» тоже продолжает производство. Но у нас сейчас товарная масса будет замещаться одна другой.
– Ну она была очень высокой, поэтому и снижение. Все-таки автомобильный бизнес – один из самых пострадавших в стране. Но они сейчас модернизируют производство. Они в рамках специнвестконтракта создают 12 производств автокомпонентов, причем пять из них планируют запустить в этом году – это завод цветного литья, завод электродвигателей, завод электронных систем управления, завод пластиковых деталей и завод оборудования и оснастки. Общий объем инвестиций – 70 млрд руб.
– Лучше им задать этот вопрос. Но понятно, что это все связано с проблемами в настройке логистики и с не всегда полной комплектацией контейнеров, которые приходят в регион. Про 2022 г. я и не говорю. Но у них были сложности и в прошлом году, когда они не смогли выполнить свой план по производству. Но это не только их проблема.
– Все в силе. Производство должно запуститься в III квартале 2025 г. Каждую неделю проходят совещания со строителями, инвесторами и представителями правительства области, раз в месяц такое совещание провожу я.
– Он растет очень мощно. За последние пять лет рост объемов продукции сельского хозяйства составил 30%, а продукции пищевой перерабатывающей промышленности – 18%. В аграрный сектор было привлечено не менее 60 млрд руб. инвестиций. Один из крупнейших инвесторов здесь – группа компаний «Атлантис», которая в 2024 г. завершает реализацию трех проектов на сумму больше 20 млрд руб. – это молокоперерабатывающий завод, завод по производству картофеля-фри и завод по производству панировочных сухарей. Плюс они приступают к реализации новых проектов на общую сумму более 30 млрд руб. – это товарно-молочный комплекс и два мукомольных завода.
– Он не пытался, он растил, и очень успешно. Сейчас эти земли в сделке, они принадлежат семье Юрия Михайловича. И один из крупных местных агрохолдингов планирует купить этот земельный массив, будет его использовать. Как сделка закроется, сразу вам расскажут, кто купил.
«Могу вам показать немецкий TikTok»
– Нехватка кадров во всех областях. Я об этом говорил в прошлом году на заседании президиума Госсовета в Великом Новгороде. Я считаю, что есть три пути решения этой проблемы. Первый – это образовательная система, когда мы быстро обучаем тех специалистов, которые нужны экономике. Это программы переобучения, краткие курсы на 6–9 месяцев. Потом они сразу устраиваются на работу. Второй путь – это повышение эффективности труда, за счет самых разных технологий. К примеру, есть модель производственной системы «Росатома», можно внедрять роботизацию и многое другое. И третье – это новые люди. И тут, в свою очередь, две большие задачи – это рождение новых людей и изменения в миграционной политике. И по поводу второго у нас в регионе на это свой взгляд.
– Репатриация русских из-за рубежа. У нас около месяца работает программа репатриации, и за это время переехали несколько десятков семьей.
– Могу вам показать немецкий TikTok, мне прислали на днях. Вот наш соотечественник рассказывает, как пришел в наш центр, который занимается репатриацией, как ему помогли, куда обращаться.
– Да, мы им помогаем с работой. Оплачиваем медицинское освидетельствование, помогаем со сбором документов. Но самое главное – мы их водим за руку и не бросаем с бюрократической машиной один на один. Это очень важно.
– Это не подъемные. Это компенсация ряда расходов, которые они несут из-за оформления документов, медстраховки. До 135 000 руб. мы первые полгода им помогаем компенсировать аренду жилья. Мы помогаем им устроиться на работу, пройти переобучение, детей записать в детский сад и школу. Если детям нужны курсы русского языка, то они их могут посещать. К осени мы планируем в школах сделать специальные классы для детей, у которых есть сложности с русским языком, – чтобы для них адаптация проходила быстрее.
Вообще, тему репатриации мы считаем очень важной. Мы ее развиваем в связи с прошлогодним указом президента. Но мы продолжаем настаивать на том, что нужно внедрить «Карту русского». Мы все ее преимущества описывали, представляли в правительство. Выходцы из России получают карточку о том, что он или его предки были русскими. Они могут по этой карте без визы приезжать в Россию, поступать на бюджет в российские вузы сами или их дети. Также по этой карте они могут трудоустраиваться как обычные граждане России. Это такой базовый набор возможностей. И мы считаем, что эту карту надо вводить на федеральном уровне. Тут законодательная обшивка – уже второй вопрос. Можно взять и переписать нормативку Израиля, Румынии, Венгрии, Польши, где эти карты есть. Все уже придумано, можно пользоваться.
К примеру, в Калининградской области большое число людей владеют «Картой поляка». Схожая ситуация в Белоруссии, где тоже у граждан есть «Карта поляка». И очень многие люди и их дети уезжают учиться и работать в Польшу. А мы не даем русским и их детям возможности вот так мягко вернуться в Россию, чтобы жить на родине.
– Мы эту программу приостановили, потому что в нее многие поверили, и мы испугались лавины заявок. Поддержку получили в итоге 18 объектов, кредиты были одобрены на 4 млрд руб. Среди них – замки Тапиау, Рагнит, Прейсиш-Эйлау и Нойхаузен, комплекс Понарт, фортификационные сооружения, исторические административные и жилые здания. Программа действовала около полутора лет – до ноября прошлого года. Мы когда ее запустили, все крутили пальцем у виска, говоря, что это сумасшествие, никто не верил, что вообще такое возможно.
– Есть несколько завершенных объектов, но они небольшие. А с большими работа продолжается. Я думаю, что к концу этого года или в следующем году уже появятся основные результаты. В этих восстановленных объектах будут отели, развлекательные комплексы, медицинские учреждения, музеи. Я, конечно, считаю, что такая программа нужна и на федеральном уровне.
– Она, наверно, будет с другими условиями, не как у нас. Мы выдаем кредит под ноль процентов, а потом еще и списываем половину долга, если объект был восстановлен за пять лет. Но это в целом большая задача – и не только проблема нашего региона. Очень много объектов культурного наследия в России разваливаются, стоят бесхозные и нуждаются в уходе. А они могли бы стать популярными туристическими объектами. И этим, конечно, надо заниматься. Мне кажется, мы показали хороший пример и теперь пора его распространять на всю страну.
«Это тоже счастье»
– Я вам мало что расскажу про САР, потому что счастье любит тишину.
– Ответил вам уже.
– Ну да, в том числе и создать офисы.
– Не могу сказать. Насколько я знаю, эти требования пока не вступили в силу, у них отсрочка.
– Никак.
– Конечно.
– Они и до этого приходили, но после этого стали приходить еще чаще.
– Да.
– Сейчас скажу – их 328. Это много, конечно.
– Я вам ответил в начале. Хотя смотря о чем мы говорим. Если кто-то дивиденды выплачивает, то они идут в региональный бюджет.
– Зачем? Ну, во-первых, счастье любит тишину. И, во-вторых, счастье любит тишину.
– Да, это тоже счастье.
– Конечно. Мы не раскрываем эту информацию. Я могу сказать только то, что я об этом писал в своих соцсетях. К примеру, строятся три физкультурно-оздоровительных центра на сумму в 300 млн каждый – эти деньги вложили три компании. Но это не связано с налогами. Это обязательства компаний, потому что они пользуются дополнительными налоговыми льготами, которые предусмотрены законодательством о САР. Они должны вложить дополнительно в инфраструктуру региона. Таких компаний, к слову, не много. Их всего пока девять.
– Счастье.
«Туристов у нас каждый год все больше»
– Выкупили почти всё, осталось примерно на 10 млн руб.
– Чиновники тоже скупали, я таких знаю. Могли себе позволить. Я, к примеру, знаю одного местного бизнесмена, который купил себе большой пакет. Был интерес и из других регионов – из 70 регионов покупали наши облигации. Когда мы их запустили, была хорошая ставка.
– Думаю, да. Это хороший инструмент. Как только ставка вернется к нормальному уровню, потому что сейчас размещаться по нынешним ставкам невозможно. Слишком дорого.
– Ведутся, да. Но есть определенные сложности, которые мы решаем. Мы сейчас строим IT-парк в Калининграде. Построено первое здание. Сейчас ведем переговоры с инвестором, чтобы он быстрее строил. Со «Сбером» прорабатываем вопрос создания якорного резидента этого IT-парка – «Школа21» по IT-образованию для школьников и студентов. Готовы обсуждать с другими компаниями возможность размещения на территории парка. Идут переговоры с большими компаниями и подразделениями, которые занимаются играми.
– Этот бизнес должен был уйти лет восемь назад – 1 апреля 2016 г., когда, по сути, перестала функционировать старая особая экономическая зона, которая строилась на использовании эндээсных льгот через упрощенные компании. Вообще непонятно, как сборка электроники еще оставалась в регионе. Давайте честно – еще с середины 2000-х гг. основные производства стали переезжать в Калужскую и Ленинградскую области. То, что было здесь до последнего времени, это уже остатки. Их доля в экономике особо никак не изменилась – было 3,8%, сейчас 3,5%. Нынешняя ситуация связана опять же с транспортировкой грузов через Литву.
Серьезные компании, вроде GS Group, продолжают работать, причем с собственными разработками. Они производят новую продукцию, получают субсидии, в том числе и по федеральной линии от Минпромторга.
– Да, Калининградская область становится все более популярным направлением, в том числе потому, что развивается внутренний туризм, да и в целом индустрия гостеприимства. Туристов у нас каждый год все больше. Если в 2019 г. турпоток был 1,7 млн человек – и тогда это казалось очень успешным, то по итогам 2023 г. было более 2 млн человек. В этом году ожидаем порядка 2,1 млн человек.
– Работа ведется вместе с «Туризм.РФ». Планируется, что проектирование и необходимая инфраструктура появятся до 2030 г., а строительство гостиничных и санаторно-курортных комплексов – до конца 2033 г. Будет более 10 000 номеров. А турпоток в регион за счет курорта может еще увеличиться на 1,1 млн человек. Объем инвестиций – 416 млрд руб.: из них 37 млрд руб. – государственное финансирование, остальное – это частные инвестиции.
– Да, нужно увеличение пропускной способности. Мы надеемся, что будет построена рулежная дорожка, чтобы удвоить возможность взлетов и посадок – сейчас их 16 в час, а нужно 32. Президент уже дал поручение, причем опять же с учетом строительства «Белой дюны» и увеличения турпотока. Проект оценивается в 5 млрд руб. Заниматься этим будет AEON Corporation «Новапорта». Они уже заканчивают предпроектную документацию. Планируется расширение аэровокзального комплекса. Потому что если нынешние темпы загрузки сохранятся – а за I квартал этого года пассажиропоток уже вырос на 17% по сравнению с прошлым годом, – то совершенно понятно, что скоро мы упремся в потолок. Поэтому либо нужно будет снижать качество обслуживания, либо строить новый аэровокзальный комплекс. Поэтому и планируется расширение «Храброво».
– Пока он введен в порядке эксперимента в нескольких регионах, Калининградская область в их число не входит. Но мы тоже заинтересованы поучаствовать в эксперименте. Планировали, что сбор будет 100 руб. в сутки в Калининграде и городах-курортах. Пока срок проведения эксперимента в этих регионах – до конца 2024 г. Потом закон либо продлят, либо выйдет новый нормативный акт, который позволит регионам самим устанавливать возможность сбора. Поэтому мы бы, конечно, хотели поучаствовать.
«Кант – не идол, с которым нельзя спорить»
– Кант ведь был свидетелем Семилетней войны. Он жил во времена Великой Французской революции и бесчинств французов в Пруссии и других германских государствах того времени. Он много вокруг себя видел геополитических бурь. По-моему, и чума была в тот период. Поэтому, думаю, что он отнесся бы к этому... философски.
– Я все-таки говорил не только про то, что «Кант – это русский трофей». Я говорил про уважение к нему и что диалог с философом – это высшая форма уважения. Философа не надо делать идолом, бить перед ним поклоны и говорить ритуальные речи в его честь. Кант нам говорил sapere aude – «имей мужество пользоваться своим умом», когда рассуждал про совершеннолетие народов и человечества в целом. Поэтому возмущаться тем, что кто-то с Кантом спорит, комментирует его, мне кажется высшей формой неуважения к нему и примером непонимания, что такое философия вообще.
Кант – не идол, которого нельзя трогать и с которым нельзя спорить. В первый день празднования в Кафедральном соборе профессор [философии германского Университета Вупперталя] Манфред Баум, который входит в тройку лучших кантоведов мира, трижды, по моим подсчетам, за свою лекцию сказал, что время опровергло то или иное заключение Канта.
– Знаете, мне очень понравилось, как у нас все прошло. На очень высоком уровне, особенно в первый день. К празднованию был настолько большой интерес, что, к примеру, конгресс вместо трех проходил четыре дня. Приезжали представители 23 стран, 80 иностранных участников.
– Вы знаете, наверное, не все современные философы настолько хотят показывать смелость своим правителям, чтобы приезжать к нам. Но мы всегда им рады.
– Ну собственно, наверное, sapere aude – мысли своим умом. Да, она наиболее расхожая. Но я ее люблю приводить людям, которые все время пытаются сказать, как вы смеете обсуждать Канта. Но ведь Кант говорил, что надо пользоваться своим умом.
«Я очень люблю свою работу»
– Знаете, сейчас Великий пост. Я стараюсь вообще новостей не читать. В Telegram отписался от всего. Что говорят-то?
– Мне не по погонам все-таки опровергать Дуду, и тем более подтверждать или опровергать такого рода информацию. Но я могу точно сказать: любое покушение хоть на квадратный миллиметр Калининградской области будет последним решением правителя в истории этого народа.
– Да. Калининград – это Россия, поэтому не думаю, что у кого-то в мире есть желание пробовать испытать наш гнев на своих головах.
– Ну я уже сказал, что сейчас я новостей не читаю. На время Великого поста решил оградить себя от всего этого. И вот лишний раз убеждаюсь, что это очень полезно для мозга и для души.
Я работаю. Я очень люблю свою работу. Я думаю, что у нас много получается. Я избрался на второй губернаторский срок в 2022 г. То есть на втором сроке работаю полтора года. Я собираюсь, если все будет хорошо, закончить второй срок, успешно реализовав все, что обещал.
– Нет. У меня нет никаких планов переходить куда бы то ни было.
– Не было – ни слова, ни полслова. Я планирую продолжить свою работу в регионе.
«Не всем везет быть избранными»
– А что не так?
– У нас все отлично.
– Помилуйте, у нас 62% было в 2018 г. А сейчас 70%! У нас объективно историческая явка и исторический результат.
– Спокойно.
– Хочется пошутить и сказать, что я ретроград. Но на самом деле нет. Я приведу странную, наверное, формулировку, но тем не менее. Знаете, меня избирали на губернаторский пост первый раз, потом второй раз, мы проводили инаугурацию. То есть было торжественно зафиксирован факт того, что меня избрали на пост губернатора. Я считаю, что не всем везет быть избранными на какую-нибудь должность – депутатскую, губернаторскую или еще какую-то.
– Это же выражение самой высшей гражданственности зачастую. То есть выборы – это праздник, и не надо его забирать у человека. Красиво одеться, прийти на участок и исполнить свой гражданский долг. Это же такой ритуал, который наполнен высоким смыслом. И это не шутка. Я всегда на выборы ходил, всегда голосовал – причем не всегда за тех людей, которые побеждали на выборах. И я считаю, что вне зависимости от того, как люди голосуют, они обязаны ходить на выборы. Голосуешь ты за КПРФ, ЛДПР, «Новых людей», еще за кого-то, ну «Единую Россию»... Ничего нет страшного в том, что партия, за которую ты голосовал, стала на выборах второй или третьей. Поэтому мне кажется, что это неправильный подход, что мы лишаем людей праздника – возможности сходить на выборы.
Калининградская область
Губернатор: Антон Алиханов (с сентября 2017 г.)
Площадь (тыс. кв. км): 15,1
Численность населения на начало 2024 г. (млн человек): 1,03
Суммарная рождаемость в 2023 г. (детей на 1 женщину): 1,18 (РФ: 1,41)
Ожидаемая продолжительность жизни в 2023 г. (лет): 73,7 (РФ: 73,4)
Естественный прирост в 2023 г. (на 1000 чел.): -4,4 (РФ: -3,3)
Миграционный прирост в 2023 г. (на 1000 чел.): +6,0
ВРП в 2022 г. (руб. на душу населения): 715 000 (РФ: 959 000)
Рост производства в 2023 г. (%): -5,3 (РФ: +3,5)
Безработица на конец 2023 г. (%): 2,9 (РФ: 2,9)
Средняя начисленная зарплата в 2023 г. (руб.): 54 700 (РФ: 73 700)
Доходы населения в 2023 г. (число прожиточных минимумов): 2,6 (РФ: 3,5)
Бедность населения в 2022 г. (%): 12,0 (РФ: 9,8)
Регион образован после Потсдамской конференции 1945 г., по итогам которой северную часть Восточной Пруссии отделили от Германии в пользу СССР с образованием особого военного округа с центром в г. Кёнигсберг. В 1946 г. его переименовали в Калининград.
Область расположена на юго-восточном побережье Балтийского моря и полностью отделена от остальной России сухопутными границами иностранных государств: на севере и востоке она граничит с Литвой, на юге – с Польшей. Калининград является крупным и самым западным портом страны.
– Подавал. Но это же я про свое личное отношение к ДЭГ.
«Потерпите еще чуть-чуть»
– Куда угодно. Вот видите, на мероприятия с участием президента. Косоворотка просто красивая.
– Вы же в сарафане, Лена!
– Вам идет. Вот вы любите русскую одежду, я люблю русскую одежду. Все. Здесь нечего добавлять.
– Не считал. Я не настолько бухгалтер.
– Да, его сейчас разбирают. Посмотрим, что там будет. Вы просто как мои подписчики: «Ты нас обманул! На его месте должен был быть парк». Я никогда не говорил, что там должен был быть парк. Я парк обещал рядом. Собственно, мы его там будем делать.
– Нет. Дело не в этом. Я как-то переписывался в соцсетях. Мне написала женщина, которая была очень сильно возмущена. Я говорю: «Что же такое ? Вам сад, а вы, значит, опять недовольны». Она: «Вот, все продали». Я говорю: «Помилуйте, я его купил обратно, я его не продавал. Что вы от меня хотите»? Она: «Что вы там сделаете? Опять что-нибудь не то»! Я говорю: «Послушайте, в центре Калининграда 50 лет стоял недострой. Потерпите еще чуть-чуть». Это ведь действительно огромный недострой. К большому сожалению, мы его достроить не смогли. С удовольствием бы достроили. Но конструктивно это невозможно.
Что будет на его месте? Тут есть разные позиции. С архитектурно-урбанистической точки зрения там обязательно что-то должно быть. Но все проекты, которые предлагаются, вызывают очень серьезные дискуссии. Некоторые люди говорят мне: «Восстанови замок». Замка не будет. На месте замка будет парк. А на месте Дома советов пока не будет ничего. Потом посмотрим. Может, и на его месте сделаем парк.
– А кто сказал, что я куда-то уйду?
– Дело совсем не в этом. Дело в том, нравится тебе твоя работа или нет. Есть мнение какого-то великого американского менеджера, что уходить надо, когда еще не хочется. Но мы же в России живем, а не в Америке. Мне нравится моя работа. Я считаю, что у меня многое получается. Люди меня поддержали на выборах. Зачем я должен куда-то уходить?