Бронислав Коморовский: «Идти на уступки России – это путь в никуда»

За что поляки уважают и не любят Бронислава Коморовского и почему говорят, что у него харизма табуретки
Laszlo Balogh
Laszlo Balogh / REUTERS

Президентские выборы в Польше стали сенсацией. Вопреки опросам и предсказаниям политологов лидером избирательной гонки стал оппозиционный политик Анджей Дуда (набрал 34,5% голосов). Во время предвыборной кампании он предлагал отправить польские войска в Донбасс. Нынешний президент Польши Бронислав Коморовский оказался на 2-м месте с небольшим отрывом – 33,1%. Так как ни один из кандидатов не набрал необходимого для однозначной победы большинства голосов, 24 мая пройдет второй тур выборов. В Польше за время своего президентства Бронислав Коморовский снискал имидж гибкого и прагматичного политика. «Резкий антикоммунист в молодости, Коморовский превратился в авторитетного политика, умеющего находить консенсус», – пишет Telegraph.

ИЗ ЖУРНАЛИСТОВ В МИНИСТРЫ

Потомственный аристократ, родственник наследника бельгийского престола герцога Брабантского, Бронислав Коморовский вырос в рабочих кварталах Варшавы. Хотя в детстве Коморовский был пионером, коммунистом он так и не стал. Зато с юношеских лет сопротивлялся режиму. «В молодости я все узнал о полицейских дубинках и как ими пользуются», – рассказывал он в интервью Telegraph. После окончания исторического факультета Варшавского университета Коморовский занялся журналистикой – работал в подпольных диссидентских журналах. За участие в движении в защиту прав человека даже провел месяц в тюрьме. Позже Коморовский попал в Центр социальных исследований при боевом профсоюзе «Солидарность», за что вновь оказался за решеткой.

Штрихи к портрету

Популярные политики в Польше – большая редкость, один их немногих, кто сумел добиться уважения поляков, – Бронислав Коморовский, считает польский политолог Казимир Кик. По социологическим опросам TNS Polska, 51% респондентов положительно характеризуют Коморовского и его работу, 70% респондентов ему доверяют.
Бронислав Коморовский является почетным доктором Вильнюсского университета.
Президент Польши женат, его супругу зовут Анна Дембовска, и у них пятеро детей. Главное увлечение Коморовского – охота.

После краха социализма в Польше Коморовский занялся политикой. И быстро преуспел на этом поприще. В 1989–1990 гг. он возглавлял аппарат министра по вопросам сотрудничества с политическими организациями и ассоциациями Александра Халля. В 1990–1993 гг. исполнял обязанности заместителя министра национальной обороны в правительстве Тадеуша Мазовецкого. В начале 1990-х гг. Коморовский участвовал в работе «Демократического союза», который после объединения с «Либерально-демократическим конгрессом» был преобразован в христианско-демократическую партию «Союз свободы». В 1991 г. он был впервые избран в сейм Польши и с тех пор неизменно переизбирался депутатом. С 1997 по 2000 г. Коморовский занимал пост председателя комиссии сейма по вопросам национальной обороны, а в 2000–2001 гг. – занимал пост министра обороны в правительстве Ежи Бузека. В 2001 г. Комаровский примкнул к партии «Гражданская платформа», с 2005 г. был вице-председателем сейма Польши, а в 2007 г. стал его председателем.

ТРУДНЫЙ МАРШ

Авиакатастрофа под Смоленском, унесшая жизнь президента Леха Качиньского, определила политическое будущее Коморовского. В марте 2010 г., после отказа премьер-министра Дональда Туска баллотироваться в президенты, Коморовский стал кандидатом «Гражданской платформы» на очередных президентских выборах. Его главным соперником был брат погибшего президента Ярослав Качиньский, выдвинутый кандидатом от партии «Право и справедливость». Главным козырем Коморовского стала более дружественная позиция по отношению к России и ЕС. В отличие от своего соперника Коморовский отстаивал интеграцию с ведущими странами ЕС, тогда как Ярослав Качиньский и его покойный брат придерживались курса на сотрудничество с новыми членами ЕС из Восточной Европы и оппозицию Германии и Франции. Брата погибшего под Смоленском президента Ярослава Качиньского Коморовский опередил всего на 6% (53% против 47%). Премьер-министр Туск, соратник Коморовского по партии, заявлял, что теперь, с победой на выборах Коморовского, правительству будет проще работать – не будет постоянного соперничества президента и парламентского большинства, как при Лехе Качиньском. Избранному президенту предстояло решить много проблем – навести порядок в финансах, улучшить собираемость налогов, снизить бюджетный дефицит. Но главным преимуществом президента была парламентская поддержка. При президенте Лехе Качиньском ситуация была критической – обе стороны ставили палки в колеса друг другу.

Но главное, чего ждали от победы Коморовского, – изменения курса в отношении России. По соцопросам TNS OBOP, 40% поляков верили в возможность нормальных отношений с Россией, тогда как обычно это число стремилось к нулю. Хотя до своего избрания спикером сейма Коморовский призывал правительство занять жесткую позицию по отношению к России («на Россию нужно рычать, потому что иной тон Кремль воспринимает как признак слабости»), с 2007 г. Коморовский занял более дружественную позицию. Во время предвыборных дебатов он признавал, что у России и Польши есть шанс наладить отношения, однако предупреждал, что это будет трудная работа. «Это будет скорее трудный марш, чем спринтерский бег», – охарактеризовал процесс примирения России и Польши Коморовский.

Но помириться двум странам не удалось. После начала украинского конфликта риторика польского президента резко изменилась. «До настоящего времени Запад искал предлоги, чтобы избежать конфликта, но идти на уступки России – это путь в никуда», – заявлял Коморовский в интервью Gazeta Wyborcza. По мнению Коморовского, в Кремле такая позиция воспринимается как проявление слабости и даже санкции здесь не помогут – «они все еще слишком избирательны, а не системны, это дает России шансы на экономическую адаптацию», уверен Коморовский. «Сегодня безопасность Польши и последующих поколений решается через судьбу Украины: или она будет независимой и удержит прозападный курс, или ее втянут в восточный курс», – заявил недавно Коморовский. В этой ситуации Коморовский полагается на сотрудничество с НАТО и ЕС. Сейчас Польша находится на завершающей стадии переговоров о поставке из США зенитных комплексов Patriot на сумму $5 млрд, в стране создается командно-контрольный центр альянса, а в июне пройдут масштабные военные учения НАТО. К 2018 г. на базе Редзиково будут размещены элементы американской системы ПРО. Тем не менее эксперты уверены: Коморовский как президент Польши для России не самый худший вариант.

Laszlo Balogh

ХАРИЗМА ТАБУРЕТКИ

Бронислав Коморовский пришел к власти в Польше в сложный период, стране был нужен президент, готовый идти на компромисс, рассказывает польский политолог Казимир Кик. Коморовский заявлял о намерении держаться в стороне от внутриполитических ссор, уделять внимание национальным ценностям и проблемам внешней политики. Президент стал сторонником реформ здравоохранения и вооруженных сил, но делал это в сдержанной манере – он пропагандирует патриотизм, но никто не может обвинить его в национализме, считает аналитик польского Бюро национальной безопасности Бартош Чихоцкий. Несмотря на свои обещания не заниматься внутренней политикой, Коморовский все равно провел несколько спорных реформ, в частности повысил пенсионный возраст для поляков, напоминает Кик. Сам Коморовский не раз заявлял, что его политика должна быть прагматической. «Если говорить, например, об Украине, Польша должна стремиться к ее сближению с Западом и способствовать европейской интеграции. Но оценивать достижения нужно трезво», – говорил Коморовский в интервью Newsweek Polska. «Некоторые политики выдвигают радикальные обвинения совершенно безответственно, это вредно для государственных интересов, эмоции здесь недостаточный аргумент», – заявлял Коморовский. Сами поляки считают, что у президента отсутствует обаяние в отличие от его друга и бывшего премьера Туска. «У Бронислава Коморовского харизма табуретки», – пишет польская газета Rzeczpospolita. «Коморовский – идеальный человек центра, это делает его политиком, не вызывающим сильных эмоций, но способным на компромисс», – защищал Коморовского бывший президент Польши Александр Квасьневский. «Пусть ко мне придирается кто хочет», – отвечает на критику сам Коморовский.

ПРАВО РЕШАТЬ И ЧУВСТВОВАТЬ

Теперь Коморовскому предстоит побороться за сохранение президентского поста. По итогам первого тура его главным соперником стал кандидат от крупнейшей в стране оппозиционной партии Ярослава Качиньского «Право и справедливость» Анджей Дуда. У него свои подходы к ведению предвыборной программы – сразу после завершения первого тура рано утром Дуда раздавал жителям Варшавы в центре города кофе. «У меня есть идея новой конституции, она изменит процедуру референдума, – заявляет Дуда, – у людей есть право решать и чувствовать, что они живут в своей стране». Теперь главный оппозиционер страны намерен объединиться с Павлом Кукизом, который занял 3-е место по итогам голосования, завоевав 20% голосов. «Мы будем разговаривать, у нас были хорошие отношения, прошу не волноваться, мы справимся», – говорил Дуда (цитата по Reuters).

Республика Польша

Государство в Центральной Европе
Площадь – 312 679 кв. км. Население (на 30 июня 2014 г.) – 38,48 млн человек. Бюджет (январь – март 2015 г.): доходы – 67,8 млрд злотых ($18,4 млрд), расходы – 84,5 млрд злотых ($22,8 млрд), дефицит – 16,7 млрд злотых ($4,5 млрд). Международные резервы (на 30 апреля 2015 г.) – $102,9 млрд. Государственный долг (на 31 марта 2015 г.) – 806,4 млрд злотых ($219,2 млрд), в том числе внутренний долг – 532,5 млрд злотых ($144,7 млрд), внешний долг – 274 млрд злотых ($74,5 млрд). Безработица (на 31 марта 2015 г.) – 11,7%. Количество зарегистрированных безработных (на 31 марта 2015 г.) – 1,86 млн человек. Средняя номинальная начисленная заработная плата (31 декабря 2014 г.) – 3942,67 злотых ($1071,7). Источники: Центральное статистическое ведомство Польши, Bloomberg

Хотя победа оппозиционера Дуды в первом туре еще не гарантирует ему победу на выборах, политологи оценивают шансы Дуды высоко. Его приход к власти будет означать радикализацию польской политики в отношении Украины, уверен политолог Варшавского университета Бартоломей Бискуп. Политика Коморовского в отношении Украины носила более взвешенный характер, президент не предпринимал резких движений, не проявлял чрезмерного энтузиазма, продолжает Бискуп. По мнению Коморовского, Украина должна пойти той дорогой, которую в свое время выбрала Варшава, а поддержит ее в этом начинании Запад. В январе Дуда заявлял, что рассматривает возможность отправки польских военных в Донбасс для помощи украинским силовикам, что вызвало осуждение правительства. «Партия «Право и справедливость» всегда тянула к войне», – заявила премьер-министр Эва Копач.

Партия «Право и справедливость» традиционно категорически настроена против России, объясняет председатель правления фонда DemosEuropa Павел Свиебода. Коморовский смог постепенно нормализовать отношения с Россией, с ним можно найти общий язык, уверен Свиебода. Польша может попасть в руки безответственных политиков, предупреждает основатель польского издания и лидер демократической оппозиции Gazeta Wyborcza Адам Михник. «Я помню эпоху правления Ярослава Качиньского и «Права и справедливости», политические провокации, сверхвласть спецслужб, Польша казалась страной подозрений и страха», – пишет Михник.