Что значит триумф премьера Японии Такаити на выборах

Вероятный контроль над двумя третями нижней палаты парламента развяжет ей руки по ключевым вопросам
Премьер-министр Японии пошла на рискованные досрочные выборы, и ее ставка сыграла: теперь в ее руках большинство в парламенте
Премьер-министр Японии пошла на рискованные досрочные выборы, и ее ставка сыграла: теперь в ее руках большинство в парламенте / YUICHI YAMAZAKI / AFP

Правящая Либерально-демократическая партия Японии (ЛДП) во главе с премьером Санаэ Такаити по итогам досрочных выборов 8 февраля в нижнюю палату парламента (палату представителей) смогла уверенно вернуть себе там большинство. Согласно первым подсчетам общественного вещателя NHK, ЛДП может получить в свое распоряжение от 274 до 328 кресел из 465 (ранее у нее было 198 мест). Что еще важнее, с учетом результатов младшего партнера – правой Партии инноваций Японии – у правящей коалиции с наибольшей вероятностью будет квалифицированное большинство (нужно 310 мандатов): NHK дает им от 302 до 366 депутатов в парламенте.

Позже этот телеканал, как и газета The Asahi Shimbun, стали более уверенно писать о примерной планке в 300 мандатов только у одной ЛДП и сохранении прежних 34 у Партии инноваций. Главный их оппонент – созданный под досрочные выборы Центристский реформаторский альянс (в него вошли конституционно-демократическая партия и буддистская «Комэйто»), согласно первым данным, потеряет более половины своих мест из 172, а их лидеры сразу заявили о готовности подать в отставку. Сильный снегопад, который накрыл Токио и другие японские города в последние дни, скорее всего, привел к снижению итоговой явки на выборах, которые проходили по смешанной системе.

Таким образом, коалиция под управлением Такаити, находящейся у руля партии и страны с октября 2025 г., теперь будет контролировать все парламентские комитеты и сможет при необходимости преодолевать решения верхней палаты (там у ЛДП нет большинства с лета 2025 г.). Вероятнее всего, сейчас речь идет о лучшем результате ЛДП с 2017 г. или 2012 г., когда партию возглавлял наставник Такаити экс-премьер Синдзо Абэ. При этом пока остаются шансы и на лучший результат партии в истории – если у ЛДП будет более 300 кресел.

Лидер ультраправой партии «Сансэйто», впервые громко заявившей о себе на выборах в верхнюю палату летом 2025 г., Сохэй Камия признал, что, хотя его молодая партия и закрепилась в парламенте, она выступила слабее ожиданий «из-за мощного напора ЛДП». Во многом эта сила ориентирована на японскую молодежь, но пресса писала о начавшейся в стране «санамании» из-за подражания ее образу (в частности, японцы раскупили сумку, которая ранее не пользовалась популярностью у молодых), а ее предвыборные видео иногда набирали больше просмотров, чем у звезд шоу-бизнеса.

Дополнительный импульс Такаити могла придать «полная и безоговорочная» поддержка со стороны президента США Дональда Трампа, высказанная им в соцсети Truth Social. Он отметил, что «был впечатлен» устроенным ему премьером минувшей осенью приемом. «Премьер-министр Санаэ Такаити уже доказала, что она сильный, влиятельный и мудрый лидер, который искренне любит свою страну» – так отозвался о ней Трамп, анонсировав ее визит в Белый дом 19 марта.

Вся предвыборная кампания ЛДП была построена вокруг Такаити, рейтинги которой свыше 60%, говорит ведущий научный сотрудник группы экономики и политики Японии ИМЭМО РАН Виктор Кузьминков. Таким образом, в Японии завершается практика частой смены премьеров, а правительство Такаити будет устойчивым как минимум в ближайшие два года, уверен он.

Получив доверие избирателей, Такаити развернет борьбу с ростом цен, продолжает эксперт. Она снова заявила, что собирается дальше бороться с кризисом стоимости жизни: в Японии в последние годы дорожали продукты, но не росли зарплаты. Она обещает ускорить обсуждения о приостановке на два года взимания 8%-ного налога на продукты питания и напитки.

По подсчетам аналитиков, это лишит японский бюджет $32 млрд в год. В целом увеличение госрасходов с подобными целями, по мнению агентства Fitch, может повысить базовое инфляционное давление в среднесрочной перспективе, и здесь многое будет зависеть от позиции ЦБ.

Кроме этого будут проведены военные реформы и реформы в сфере безопасности, в частности будут пересмотрены три доктринальных документа – стратегия национальной безопасности, стратегия национальной обороны и план военного строительства, считает Кузьминков. Военные расходы Японии будут увеличены, полагает эксперт, а из документов могут исключить «три неядерных принципа», а именно не использовать, не производить и не ввозить в Японию ядерное оружие.

От Такаити можно ожидать переговоров с Россией, допускает Кузьминков, так как премьер объявила, что необходимо заключать с Москвой мирный договор. Накануне выборов, 7 февраля, в Японии проходил день «северных территорий» – Южных Курил, которые Россия считает безоговорочно своими. При этом Такаити снова сказала, что намерена работать с Москвой для заключения мирного договора, что так и не удалось сделать после Второй мировой войны за 80 лет.

С вероятностью 70% Такаити все-таки не станет сильным премьером, каким был Абэ, не соглашается научный сотрудник исследовательской лаборатории «Центр японских, корейских и монгольских исследований» МГИМО Владимир Нелидов. По его мнению, Такаити не хватит личных и политических качеств, для того чтобы надолго закрепиться у власти. Премьер действительно будет бороться с ростом цен, но более интересна ее внешняя политика, считает эксперт: здесь продолжится жесткий курс в отношении Китая, так как его одобряет японский электорат. Отношения с Китаем ухудшились после прихода премьера к власти из-за слов о возможном военном сценарии вокруг Тайваня с участием Японии.

Что же касается заявлений Такаити о мирном договоре с Россией, то ее слова не более чем ритуал, полагает Нелидов. Японцы готовы заключать мирный договор с Москвой только на своих условиях, т. е. с передачей им всех Южных Курил. Кроме того, по-прежнему действующие антироссийские санкции говорят о том, что компромисс между сторонами пока невозможен, подытоживает Нелидов.

Такаити сказала, что состав ее кабинета министров, скорее всего, не претерпит изменений.