Дума приняла в первом чтении законопроект о рублевых спецсчетах для иноагентов
В дальнейшем в документ могут внести изменения, связанные с движимым и недвижимым имуществомДепутаты Госдумы одобрили в первом чтении законопроект о рублевых спецсчетах для иноагентов. До голосования спикер Госдумы Вячеслав Володин задался риторическим вопросом, нужна ли в целом дискуссия о необходимости этого законопроекта, если его соавторами являются 429 депутатов (включая самого Володина). Он отметил, что не принять эту инициативу будет «нечестно» по отношению к гражданам России, за счет которых иноагенты получают доходы, а потом «не стесняясь» перечисляют их на финансирование «преступного киевского режима» и вооруженных сил Украины (ВСУ).
Тезисы Володина прозвучали после того, как депутат Алексей Куринный (КПРФ) задал вопрос главе комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василию Пискареву («Единая Россия»), в отношении скольких иноагентов имеются сведения о том, что те перечисляют деньги ВСУ. «Эти вопросы, которые сейчас задаются, и дискуссия – нужна ли она? <...> Может быть, перейдем к голосованию? 429 [депутатов] поддержали. Кто настаивает на вопросах? <...> Коллеги, давайте мы поддержим этот законопроект», – сказал Володин, в зале раздались непродолжительные аплодисменты.
После этого 408 присутствующих на заседании депутатов единогласно проголосовали за принятие документа в первом чтении, воздержавшихся и выступающих против не было.
Законопроект был внесен на рассмотрение в Госдуму 14 ноября. Законопроект обязывает иноагентов, получающих в России доход от интеллектуальной деятельности, открывать один специальный рублевый счет, на который и должны перечисляться авторские вознаграждения. Распоряжаться этими деньгами они смогут только после утраты статуса иноагента. При этом списания с этого счета в бюджет РФ по обязательствам иноагентов возможны по решению суда.
Сколько в РФ иноагентов
Признавать иноагентами СМИ начали в конце 2017 г., физлиц – в конце 2020 г. Среди ограничений, которые несет этот статус, – лишение возможности получать финансовую и имущественную поддержку от государства, в том числе для осуществления творческой деятельности, а также запрет на рекламу и участие в выборах всех уровней. Сейчас в реестре Минюста 491 физическое лицо и 396 организаций, проектов и объединений, которые считаются в России иноагентами.
Пискарев во время представления законопроекта на пленарном заседании заявил, что данная инициатива – не последний шаг «по защите суверенитета и безопасности государства». По его словам, иноагенты как минимум должны быть ограничены в своих финансовых правах, поскольку «действуют против интересов нашей страны».
Близкий к администрации президента источник «Ведомостей» не видит в этом законопроекте сигнала к дальнейшей существенной эскалации действий в отношении «агентов». «Скорее речь идет о поступательной работе по регулированию законодательства, в данном случае оно может касаться тех, кто продолжает получать деньги от творческой деятельности в РФ», – говорит он.
Володин сообщил, что Госдума постарается рассмотреть инициативу во втором и третьем чтениях до конца года. При этом в проект могут быть внесены изменения. «Нам надо изучить вопросы, связанные с использованием движимого и недвижимого имущества, другие источники обогащения иностранных агентов. Давайте это тоже сделаем», – заключил Володин.
Что говорят эксперты
Адвокат палаты Москвы Олег Пантюшов отмечает, что новая инициатива имеет чисто экономический характер. Но в ст. 35 Конституции РФ гарантируется, что «каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами».
«Скорее всего, законодатель защитит логику о том, что помещенные денежные средства не изымаются, а могут быть возвращены после аннулирования статуса иностранного агента», – говорит управляющий партнер адвокатского бюро Asterisk Владимир Хантимиров. Если цель законодателя состоит в том, чтобы ограничить возможность иностранных агентов официально зарабатывать в России, то он эту задачу решит, добавил Хантимиров.
Юрист практики технологии, медиа, телекоммуникации «Меллинг, Войтишкин и партнеры» Валерия Эйстрах обращает внимание, что пока формулировка дает возможность по-разному трактовать, как и когда иноагенты смогут выводить деньги со спецсчета. «Парламентарии при разработке и внесении законопроекта обсуждали различные ограничения для спецсчета – от разрешения снятия денег иноагентом только лично на территории России до полного запрета на вывод средств, пока с лица не снят статус иноагента. В законопроекте пока нет ответа на этот вопрос», – полагает Эйстрах.
По ее мнению, сложности могут возникнуть и у плательщиков, поскольку пока не понятно, как широко будут трактоваться ограничения банками при проведении платежей. Например, если лицензионные платежи подлежат уплате в пользу авторского коллектива (музыкальной группы), в составе которой есть иноагент, должно ли применяться ограничение к такой выплате, поясняет юрист. Или должны ли ограничения применяться, если платят организации, осуществляющей коллективное управление авторскими и смежными правами, а также агенту лица, признанного иноагентом, или иному «посреднику» в цепочке платежей.
Хантимиров также напомнил, что самым известным актом об иноагентах является закон США о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act, FARA), принятый в 1938 г. Именно на американскую практику на сегодняшнем заседании Госдумы неоднократно ссылался Володин. FARA требует, чтобы агенты иностранных принципалов, которые занимаются политической или иной деятельностью, указанной в законе, публично раскрывали свои отношения с заказчиком и выплаты в поддержку этой деятельности.
За нарушение FARA грозит штраф до $250 000 или лишение свободы на срок до пяти лет. Но он не предусматривает возможность блокировки всех поступлений от деятельности иноагентов на специальных счетах, указывает Хантимиров. Старший юрист адвокатского бюро «Пропозитум» Павел Григорьев также подтверждает, что американский закон не содержит подобных норм о спецсчетах для зачисления доходов. По его словам, понятия «доходы», «поступления», «зачисления» и подобные в нем упоминаются только в контекстах, где говорится о получении иноагентом денег от зарубежных принципалов, а не авторских вознаграждений.