Что означают изменения ядерной доктрины
Она опубликована после разрешения США ВСУ ударять вглубь России
Указом президента Владимира Путина утвержден и опубликован на сайте Кремля доктринальный документ «Основы государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания», именуемый также ядерной доктриной. Путин анонсировал внесение изменений в этот документ на совещании 25 сентября 2024 г. О том, что «Основы» могут быть изменены, в том числе с учетом опыта военной операции, замминистра иностранных дел Сергей Рябков заявлял еще 11 июня 2024 г.
В новом тексте документа появились положения, изменение которых кратко анонсировал Путин. Условием применения ядерного оружия теперь называется агрессия с применением обычного оружия, создающая «критическую угрозу безопасности» не только России, но и Белоруссии как участника Союзного государства. В качестве средств воздушно-космического нападения, достоверное обнаружение массированной атаки которых может быть условием применения ядерного оружия, названы крылатые ракеты, беспилотники, гиперзвуковые и другие летательные аппараты, а также самолеты тактической авиации. Ранее в этом контексте упоминались лишь баллистические ракеты.
При этом концептуально ядерная доктрина объявляется адаптивным документом, который должен реагировать на изменения обстановки.
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков на вопрос журналистов, не приурочена ли публикация доктрины к разрешению США Украине наносить удары ракетами ATACMS по России, ответил лишь, что документ опубликован «своевременно». Одним из важных обновленных положений документа Песков считает тезис о том, что агрессия против России со стороны любого неядерного государства с участием или при поддержке ядерного государства рассматривается как их совместное нападение. А министр иностранных дел Сергей Лавров надеется, что на Западе обновленную доктрину прочитают во всей ее полноте.
Первый удар по новым правилам
Большая часть изменений ядерной доктрины носит скорее уточняющий и конкретизирующий характер, считает эксперт Российского совета по международным делам Александр Ермаков. «Некоторые вещи более правильно расписаны. Раньше по документам говорилось, например, что вызвать ответно-встречный ядерный удар может применение баллистических ракет, сейчас добавлены еще и беспилотники и крылатые ракеты», – отмечает эксперт.
Однако время для публикации изменений, вероятнее всего, связано именно с разрешением США Украине наносить удары американскими ракетами по старым регионам России, продолжает эксперт. «Эти изменения уже были анонсированы в этом году, но потом вопрос завис, а вот сейчас в связи с последними новостями, конечно, их опубликовали, чтобы напомнить о возможных масштабах эскалации, до которых теоретически можно дойти», – считает он.
При этом ядерная доктрина – это не инструкция по применению ядерного оружия, а декларативный документ, объясняет Ермаков. «Это в первую очередь декларация для потенциальных противников, в каких ситуациях до такого (применения ядерного оружия. – «Ведомости») может дойти. Само решение принимает верховный главнокомандующий исходя из своего понимания обстановки. А инструкции определяют эксперты в документах закрытого военного планирования», – заключает эксперт.
Обновление «Основ государственной политики в области ядерного сдерживания» связано с целым спектром событий и тенденций последнего времени, в том числе на глобальной ядерной арене, говорит эксперт Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Дмитрий Стефанович. «Мы видим наращивание арсеналов одних ядерных стран и обсуждение перспектив такого наращивания у других, возможно появление новых обладателей ядерного оружия, да и в целом ядерный фактор усиливается последние годы. Но, конечно, и текущее жесткое противостояние с «коллективным Западом» в рамках спецоперации оказало свое влияние, в том числе в части оценок потенциала различных средств воздушно-космического нападения. Само собой, свое отражение в доктрине нашло и усиление ядерного взаимодействия с Белоруссией», – говорит Стефанович.
В целом, по его мнению, в обновленном документе наблюдается преемственность при уточнении отдельных положений и при некотором понижении «ядерного порога» – условий применения ядерного оружия. «Никаких особых неожиданностей нет, но это совсем не повод успокоиться – ни для нас, ни для наших противников. До тех пор пока сохраняется и даже растет вероятность прямого столкновения России с США и НАТО, сохраняется вполне работающий сценарий ядерной эскалации, причем весьма стремительной, предупреждает эксперт.