Валентина Матвиенко увидела результаты труда чеченского народа
Как проходило вручение высшей награды республики из рук Рамзана КадыроваСтремительная рабочая поездка председателя Совета Федерации (СФ) Валентины Матвиенко в Грозный стала первой после прошедших 8 сентября региональных выборов – хотя в Чечне в единый день голосования крупных кампаний не было, а значимые перестановки в руководстве республики произошли за несколько месяцев до того, как шасси борта третьего лица государства коснулись взлетно-посадочной полосы международного аэропорта имени Ахмата Кадырова. 24 мая правительство Чечни возглавил многолетний спикер парламента Магомед Даудов, а его пост несколькими днями ранее занял Шаид Жамалдаев.
В аэропорту Грозного спикера СФ ждали 30-градусная жара и глава Чечни Рамзан Кадыров. Последний, в очередной раз 30 августа опровергавший наличие у него проблем со здоровьем (по словам Кадырова, у него «организм, как у молодого парня»), действительно был свеж и крепок и как будто не уступал по части бодрости духа участвовавшим в официальных мероприятиях сыновьям Ахмату и Адаму. Часть журналистов, сопровождавших Матвиенко, еще по пути в Грозный задалась задачей непременно сфотографироваться с Кадыровым-старшим, и кое-кому даже удалось это сделать.
Из аэропорта Грозного кортеж с Кадыровыми и Матвиенко протяженностью направился в мемориальный комплекс Славы имени первого президента Чечни Ахмата Кадырова. Рядом с автобусом, перевозившим журналистов, ехали черные Mercedes GLE 53 AMG с номерами как на подбор: АХК и КРА. Восторженных отзывов репортеров удостоилось здание, напоминающее небоскреб Aldar HQ в Абу-Даби в форме таблетки. На стене другого здания был закреплен баннер «С Днем чеченской женщины!» с изображением матери главы Чечни Аймани Кадыровой. Этот праздник отмечается 15 сентября, а в этом году в Грозном накануне проводится всероссийский форум «Женские инициативы: время действовать».
В мемориальном комплексе Славы Матвиенко и Кадыров возложили цветы к мемориальной плите памяти Ахмата-Хаджи Кадырова и посетили музей первого президента республики и его рабочий кабинет.
Вторая остановка – стройплощадка школы на 2500 мест в Грозном, которая станет одной из самых больших в России. Возведение объекта находится на финишной стадии, открытие планируется в ноябре. Министр образования и науки Чечни Хож-Бауди Дааев рассказал Матвиенко, что в республике позитивная демографическая ситуация и не хватает 10 школ. Он уточнил, что власти прорабатывали эту задачу с Минпросом, после чего спикер СФ заявила, что берет вопрос на контроль.
«Цена вопроса какая?» – спросила Матвиенко. «10 школ – это более 10 миллиардов», – ответил чеченский министр. «Рамзан Ахматович, возьму на контроль, вы абсолютно правы: надо строить школы там, где идет позитивная демографическая ситуация, где каждый год прибавляется количество детей, и даже с опережением строить, чтобы они имели возможность получать качественное образование своевременно», – отреагировала Матвиенко, обращаясь к главе Чечни.
Со стройплощадки кортеж направился в резиденцию главы Чечни, где спикеру СФ и Кадырову предстояло провести двусторонние переговоры, а журналистам из ее пула – пообедать. Угощали шурпой, форелью, капрезе и курзе, на столе стояли Coca-Cola, Pepsi и северокавказские лимонады. Девушки в платках быстро разносили еду, а на вопросы журналистов по составу блюд отвечали несколько смущенно. «Нельзя же им с нами разговаривать», – сказал кто-то из коллег. Но ответы от девушек на все вопросы все же были получены.
В последний раз Матвиенко посещала Чечню 12 лет назад, в самом начале своей первой каденции в СФ. Сейчас заканчивается ее третий срок. Впрочем, на региональных выборах, исход которых предопределял сенаторское будущее Матвиенко – выборах губернатора Санкт-Петербурга, – все прошло благополучно. Предложивший спикера СФ в тройку кандидатов в сенаторы действующий глава города Александр Беглов («Единая Россия») переизбрался на второй срок с результатом в 59,8%, и переназначение Валентины Матвиенко – вопрос самого ближайшего времени. В сентябре состоится инаугурация губернатора, на следующий день после которой в соответствии с законом «О порядке формирования СФ» Беглов примет решение о продлении полномочий Матвиенко. После чего предстоит переизбрание на пост спикера верхней палаты. Пять лет назад сенаторы переназначили Матвиенко единогласно.
Во время переговоров с Кадыровым Матвиенко заявила, что поразилась увиденному в Грозном: «Как можно так созидательно много сделать для своей республики, для своего народа огромные изменения, колоссальное движение». «Все думают, что в Чечне все с неба падает. Нет. Все, чего Чечня добилась, – трудом чеченского народа, усилиями вашими огромными, уважаемый Рамзан Ахматович, вашей командой. Потому что добиться таких результатов можно только вот таким тяжелым, непростым трудом», – отметила спикер СФ, добавив, что поддержка Чечни «ни в коей мере не больше, чем другим регионам». «Она в соответствии с бюджетной обеспеченностью, хотя есть целый ряд направлений, где внимания должно быть больше», – посетовала Матвиенко.
После переговоров в резиденции кортеж направился во Дворец торжеств, где открывался форум «Женские инициативы: время действовать». Перед пленарным заседанием Кадыров вручил Матвиенко высшую награду Чечни – орден имени Ахмата Кадырова. На вопрос «Ведомостей», не первая ли Валентина Матвиенко женщина, удостоенная этого ордена, министр Чечни по национальной политике, внешним связям, печати и информации Ахмед Дудаев ответил, что «очень много женщин» уже получали эту награду.
«Я очень тронута, спасибо вам большое за оказанную мне честь награждения высокой наградой – орденом Кадырова. Это меня ко многому обязывает», – сказала Матвиенко после награждения. Это не первая награда, которую спикер СФ получила в этом году. В день ее 75-летия 7 апреля президент России Владимир Путин присвоил Матвиенко звание Героя Труда.
Участие в женском форуме стало последним пунктом рабочей поездки председателя СФ в Грозный. Вскоре после ее выступления кортеж направился в аэропорт. Грозный в тот день был настолько чист (впрочем, чист он и в другие дни) и безопасен, что напоминал стерильную зону аэропорта, и журналистов по такому случаю освободили даже от необходимости проходить предполетный досмотр перед посадкой в самолет.