На масштабный саммит в Китай съехались почти все страны Африки

Пекин может сократить инвестиции, но еще больше закрепить свое влияние на континенте
Председатель КНР хочет оставаться для лидеров Африки лучшим другом
Председатель КНР хочет оставаться для лидеров Африки лучшим другом / KEN ISHII / POOL

В Пекине 4 сентября начался девятый саммит Форума китайско-африканского сотрудничества (ФКАС), который продлится три дня. Китайские СМИ называют его «крупнейшим дипломатическим мероприятием», которое страна организовывала в последние годы, так как на него приехали президенты, премьеры и главы министерств из 53 стран Черного континента (исключением стало Королевство Эсватини, признающее в качестве настоящего Китая Тайвань, а не КНР).

Саммиты ФКАС проводятся с 2000 г. раз в три года (с такой периодичностью было решено проводить ранее и саммиты Россия – Африка) поочередно в Китае и Африке. В предыдущий раз участники собирались в 2021 г. в Сенегале.

В первый день саммита председатель КНР Си Цзиньпин вместе со своей женой Пэн Лиюань провели приветственный банкет в честь прибытия в их страну высокопоставленных гостей. При этом официальная церемония открытия состоится 5 сентября, где Си выступит с основным посланием. Всего в программе саммита значатся четыре мероприятия высокого уровня по вопросам госуправления, индустриализации и модернизации сельской отрасли, безопасности в мире и расширения сотрудничества в рамках инициативы «Пояс и путь». Кроме того, в последний день состоится китайско-африканская конференция предпринимателей. Итоги саммита будут закреплены в совместной декларации и плане действий. Среди гостей саммита – генсек ООН Антониу Гутерриш.

При этом Си еще со 2 сентября активно проводит двусторонние встречи с прибывающими в Китай лидерами. В разговоре с главой комиссии Африканского союза Мусой Факи Махаматом глава КНР назвал Африку «приоритетом китайской дипломатии», призвав «твердо поддерживать друг друга, выступать за равноправный и упорядоченный многополярный мир».

Среди значимых гостей можно отметить недавно переизбранного президента ЮАР Сирила Рамафосу. Затрагивалась в ходе их встречи и тема конфликта на Украине: Рамафоса еще раз подтвердил, что его страна положительно относится к китайско-бразильскому «консенсусу из шести пунктов» по урегулированию украинского кризиса. Речь идет о документе, принятом в конце мая 2024 г., где переговоры названы «единственным жизнеспособным вариантом выхода из кризиса» и есть призыв к проведению международной мирной конференции с участием сторон конфликта.

Африканские гости

Сравниться по масштабу с африканским саммитом из числа проходивших в постпандемийное время в КНР может проходивший прошлой осенью саммит «Пояса и пути», который посетили делегации более чем из 130 стран, но при этом там было всего 22 лидера государств, включая президента России Владимира Путина. На второй саммит Россия – Африка в Санкт-Петербурге в 2023 г. приезжали, согласно открытым данным, представители 45 стран.

Китай много лет остается главным торговым партнером для стран Африки, и общий товарооборот между ними в 2023 г. составил $282 млрд, но государства континента покупают намного больше, чем продают. Как сообщает CGTN, среднегодовой рост товарооборота в юанях с 2000 г. составил 17,2%. Для сравнения: в 2023 г. товарооборот у США со странами Африки достиг $67 млрд, а у России – $25 млрд.

При этом, как утверждает агентство Bloomberg, Китай переосмыслил свой подход к сотрудничеству с африканскими странами. В частности, после многих лет вложений прежде всего в местные инфраструктурные проекты в рамках «Пояса и пути» (ГЭС, автомобильные и железные дороги и т. п.), что вызвало у многих бедных стран долговые обременения, Пекин может сосредоточиться на коммерческих кредитах и государственно-частных партнерствах, которые способны обеспечить более высокую доходность. А вместо инвестиций в инфраструктуру в приоритете КНР будет энергетика и добыча полезных ископаемых.

Сотрудничество с Африкой

В последние годы значительно вырос экспорт из КНР высокотехничной механической и электротехнической продукции, включая морские и речные суда, автомобили и ветряные турбины. При этом, согласно данным ГТУ КНР, в 2023 г. было зафиксировано падение товарооборота с пятью крупнейшими торговыми партнерами Пекина в Африке – ЮАР, Анголой, Нигерией, ДРК и Египтом. По данным министерства коммерции КНР, по состоянию на конец 2023 г. объем прямых инвестиций Китая в Африку превысил $40 млрд, а китайские компании создали более 1,1 млн рабочих мест на континенте за последние три года.

Гонконгская South China Morning Post отмечает и желание Китая заручиться еще большей политической поддержкой на фоне усиления противостояния с США. Впрочем, пока речь о полном отказе от инфраструктурных проектов на деле не идет, о чем говорят и меморандумы, которые подписали 4 сентября в Пекине.

Китай по-прежнему продолжает обращать пристальное внимание на африканские страны по экономическим причинам, в частности для доступа к ресурсам, говорит научный руководитель Института Китая и современной Азии РАН Александр Лукин. Не стоит забывать, что именно в Джибути располагается и единственная зарубежная военная база КНР и там в последнее время все больше уделяют внимания вопросу защиты своих инвестиций. При этом в политическом плане для Китая прежде всего важно обеспечить политическую стабильность стран континента, где Запад борется с Пекином за влияние, так как тот усиливает свое присутствие в Африке и вытесняет западные компании, говорит Лукин. Очевидно, что Китай продолжает свои усилия по объединению вокруг себя стран глобального Юга, говорит руководитель школы востоковедения НИУ ВШЭ Андрей Карнеев.