Проект об освобождении от ответственности подсудимых контрактников внесен в Думу

Разработанные Верховным судом поправки в УК и УПК получили положительный отзыв правительства
Алексей Орлов / Ведомости
Алексей Орлов / Ведомости

Верховный суд России внес в Госдуму законопроект, согласно которому уголовное преследование совершившего преступление лица может быть прекращено, если производство по уголовному делу было приостановлено по ходатайству командования воинской части. Это следует из опубликованного в думской базе документа.

«Законопроект направлен на повышение уровня процессуальных гарантий для лиц, совершивших преступления, которые призваны на военную службу, <...> посредством совершенствования правового механизма приостановления в отношении них производства по уголовному делу, отмены меры пресечения, освобождения их от уголовной ответственности, а также освобождения от наказания в судебных стадиях производства по делу», – говорится в пояснительной записке.

Инициативой предлагается дополнить положения ст. 78.1 УК РФ (освобождение от уголовной ответственности в связи с призывом на военную службу в период мобилизации или в военное время). Приостанавливать уголовные дела с отменой меры пресечения сможет суд, в который поступили материалы дела, а также суд, вынесший приговор. Также дела будут прекращаться с согласия руководителя следственного органа или прокурора.

Верховный суд предложил освобождать участников спецоперации от уголовной ответственности на стадии суда 13 августа. Инициативу поддержало правительство, писал ТАСС 20 августа. Кабинет министров в своем отзыве указал, что нововведения также потребуют изменений в законе «О воинской обязанности и военной службе». Сейчас его нормы не предусматривают возможность заключения контракта о прохождении военной службы с подсудимыми.

Согласно пояснительной записке, среди обстоятельств, влекущих освобождение от уголовной ответственности, является и увольнение с военной службы по основаниям, предусмотренными подпунктами «а», «в» или «о» п. 1 ст. 51 закона «О воинской обязанности и военной службе». Согласно им, увольнения происходят по достижении предельного возраста, по состоянию здоровья, а также в связи с окончанием периода мобилизации или отменой военного положения.

Кроме того, среди обстоятельств указано и награждение военнослужащего государственной наградой в период прохождения военной службы.

«Указанные нормы могут быть реализованы в отношении подозреваемых и обвиняемых на досудебной стадии производства по уголовному делу, а также применительно к осужденным, отбывающим наказание, в ходе исполнения приговора и последующего за этим периода непогашенной судимости», – говорится в тексте проекта.

Внесенный Верховным судом РФ законопроект является логичным продолжением принятых ранее изменений законодательства – уже допускается при заключении контракта приостановление уголовного преследование на стадии предварительного следствия (дознания) и освобождение от отбывания наказания, говорит юрист адвокатского бюро Kaloy.ru Арсений Левинсон. По его словам, эти законодательные изменения направлены на побуждение к заключению контрактов граждан, находящихся в уязвимой ситуации: «Человек ставится перед выбором: либо понести наказание, столкнуться с судом, либо отправиться на фронт». Левинсон считает, что в такой ситуации можно опасаться, что уголовные дела могут стать инструментом давления, чтобы побудить к заключению контракта, «как это бывает с использованием уголовных дел для решения имущественных споров». «С другой стороны, эти и предшествующие законодательные изменения не учитывают одну из важнейших целей уголовного судопроизводства – защита и восстановление прав потерпевших», – сказал юрист «Ведомостям».

В законопроекте, бесспорно, есть определенная логика, говорит партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Вадим Клювгант: «Если действующий закон уже разрешает освобождать от уголовной ответственности по такому основанию на досудебной стадии и на стадии исполнения наказания, то почему бы не распространить такую возможность и на стадию судебного разбирательства?»

Проблема же, по его мнению, видится в том, что создание таким способом мотивации для поступления на военную службу лиц, совершивших преступление, одновременно и явно противоречит как двуединому назначению уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ), так и требованию разумного срока этого судопроизводства (ст. 6.1 УПК РФ). «Конституционная гарантия защиты прав потерпевших от преступлений тоже приносится в жертву, поскольку мнение потерпевших не предполагается не только учитывать, но даже выяснять при принятии предлагаемых решений. Зато командование воинской части, вообще не являющееся участником уголовного судопроизводства, становится единоличной инстанцией, фактически предопределяющей судьбу уголовного дела», – замечает Клювгант. По его мнению, о последствиях с точки зрения ощущения безнаказанности у преступников, избежавших ответственности, говорить излишне: «Эти последствия уже вполне отчетливо видны в сегодняшних реалиях».