Что значит разрешение заморозки выплат по долгу Украины до октября
В конце июля агентство Fitch заявило о начале похожих на дефолт процессов
Власти Украины разрешили приостанавливать выплаты по внешнему долгу до 1 октября для достижения соглашения с кредиторами о реструктуризации, следует из утвержденного 31 июля соответствующего закона. Об этом свидетельствуют данные на портале Верховной рады (парламента) страны. «Возвращено с подписью президента Украины [Владимира Зеленского]», – говорится в карточке закона.
Как замечает в своем Telegram-канале депутат Рады от партии «Голос» Ярослав Железняк, закон был принят еще 18 июля. По заявлению руководителя парламентского комитета по бюджету беспартийной Роксоланы Пидласы, эта мера фактически понадобится, «если соглашение о реструктуризации не будет достигнуто до 10 августа», когда «наступит срок купонных выплат по одному из выпусков государственных еврооблигаций с погашением в 2026 г.».
По ее словам, этот законопроект «является важным элементом реструктуризации, которая позволит сэкономить на платежах по обслуживанию и погашению суверенных еврооблигаций более $10 млрд до конца 2027 г.». Кроме того, как заявляет Пидласа, этот законопроект уже пользуется поддержкой Международного валютного фонда (МВФ).
Кредиты МВФ Украине
При этом ранее, 22 июля, украинский премьер Денис Шмыгаль говорил о достижении «принципиальных договоренностей» с Комитетом владельцев еврооблигаций Украины в отношении реструктуризации внешнего долга. Среди держателей украинских еврооблигаций находятся такие крупные финансовые компании, как BlackRock (одна из крупнейших инвестиционных компаний в мире и крупнейшая по размеру активов под управлением) и Pimco (один из крупнейших мировых инвесторов на рынке облигаций).
После заявления Шмыгаля международное рейтинговое агентство Fitch 25 июля понизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) Украины в иностранной валюте с уровня СС до более низкого уровня С.
«Достигнутое 22 июля принципиальное соглашение между правительством [Украины] и некоторыми держателями еврооблигаций об условиях реструктуризации [внешнего] долга знаменует начало процесса, подобного дефолту», – предположили в Fitch.
Об угрозе дефолта на Украине говорят еще с мая. Тогда об этом заявляла член комитета Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Нина Южанин. «У нас есть проблема как раз с коммерческим долгом, который составляет ни много ни мало $20 млрд. Дефолт, по сути, у нас уже есть – он по факту есть», – говорила Южанин.
ВВП и долг Украины
Тогда же издание The Wall Street Journal (WSJ) писало, что группа кредиторов Украины в лице инвесткомпаний, владеющих пятой частью еврооблигаций Киева на $20 млрд, хочет вынудить Киев платить проценты уже в 2025 г. В обмен на это кредиторы обещают Украине списать значительную часть непогашенной задолженности. По данным WSJ, кредиторы рассчитывали получить до $500 млн в виде ежегодных процентных выплат. Если такую сделку заключить не удастся, Украина может объявить дефолт, говорилось в публикации.
В середине июня газета Financial Times (FT) сообщала, что комитет держателей облигаций отклонил одобренную странами «большой семерки» инициативу Украины снизить общую стоимость долга на 60% и сократить ежегодные купонные выплаты. Их встречное предложение о снижении ставки на 22% и купоне в 7,75% грозит в свою очередь оттоком капитала с Украины, когда он крайне необходим, и может привести к невыполнению целевых показателей по сокращению долга, которые необходимы для получения финансирования МВФ в размере $15,6 млрд. Как тогда писала FT, лучшим исходом для Украины было бы сокращение долга примерно на 40%.
Отвлекаться на длительную процедуру банкротства Киев не в состоянии. Кроме того, Украине нужно остановить отток финансовых средств, тем более нужных в условиях все дорожающих боевых действий, добавляет FT.
Приостановка выплат по внешнему долгу – это один из признаков приближения дефолта, подтверждает старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Александр Камкин. Принятый законопроект говорит о том, что денег на Украине почти не осталось.
«При этом плачевное состояние экономики Украины может быть использовано как инструмент давления со стороны Запада, которому не нравится затягивание украинского кризиса. Требование денег – это завуалированное требование заканчивать боевые действия», – считает эксперт.
В этом контексте решение Киева о возможности приостановки выплат является еще во многом политическим, согласен замдиректора Института Европы РАН Владислав Белов. При этом, по его словам, такой курс украинского руководства вряд ли вызовет положительные эмоции у руководства и элит Евросоюза.
«Своими заявлениями о нахождении на грани дефолта руководство Украины пытается давить на кредиторов», – полагает эксперт. По его мнению, принятые в Киеве меры также имеют целью добиться дополнительного финансирования.