В ГД внесли проект о конфискации имущества за организацию незаконной миграции
Авторы назвали ситуацию в России перерастающей в реальную угрозуЗаконопроект о введении конфискации имущества за организацию незаконной миграции внесли на рассмотрение в Государственную думу. Соответствующий документ опубликован в думской электронной базе.
Изменения предлагается внести в ст. 104.1 Уголовного кодекса России. Авторами законопроекта стали ряд депутатов Государственной думы, а также сенатор Маргарита Павлова.
Согласно пояснительной записке, проект подготовлен для повышения эффективности борьбы с незаконной миграцией. Отмечается, что сложившаяся в стране ситуация в этом вопросе «перерастает в реальную угрозу национальной безопасности России».
«Одним из средств противодействия организации незаконной миграции (с учетом ее корыстной составляющей) может стать применение меры уголовно-правового характера в виде конфискации имущества, полученного в результате совершения этого преступления», – говорится в пояснительной записке.
По мнению авторов законопроекта, конфискация имущества имеет «достаточно серьезный предупредительный потенциал», делая совершение преступления экономически невыгодным. Предполагается, что принятие закона может значительно сократить объем «черной» экономики, которая связана с организацией нелегальной миграции.
Меру предлагается применять при условии, что преступление было совершено из корыстных побуждений.
Правительство России поддержало законопроект о конфискации денег, ценностей и иного имущества, полученных за организацию нелегальной миграции, 24 июня.
Законодатель ужесточает наказание в плане конфискации имущества за наиболее резонансные категории преступлений, говорит партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. Противоречия Конституции юрист не видит. «Материальные последствия в виде конфискации призваны обеспечить как профилактическое воздействие и предупредительное, так и влечь искоренение сохранения материальной базы для сохранения обогащения за счет преступных доходов. Незаконная миграция делает огромные обороты масс денежных средств. Порождает коррупцию и последующее увеличение преступности», – сказал Горбунов.
«Это своеобразная попытка превенции даже не через устрашение, а через попытку сделать этот вид деятельности невыгодным, поскольку все нажитое таким путем конфискуют. Насколько это сработает, сказать сложно – это огромный теневой бизнес с теневыми потоками в различных юрисдикциях и теневыми бенефициарами, которых мало интересует судьба номинальных организаторов и их активов», – сказал «Ведомостям» старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин.
Конфискация имущества стала «крайне модным и популярным» механизмом в последние годы: законодатели увеличили количество составов преступлений, привлечение к ответственности за которые предусматривает возможность конфискации, продолжает Добрынин. Юрист привел данные судебной статистики, согласно которым до 2020 г. эта мера применялась ежегодно примерно к 2500 осужденных. Далее начался заметный рост: 2021 г. – 3500, 2022 г. – чуть более 4000, а по итогам 2023 г. – 15 500 решений о конфискации. «Оценивать эффективность этой меры нужно с учетом специфики ее применения по конкретным делам. Изъятие автомобиля у осужденного за неоднократное вождение в нетрезвом виде – это одно. А конфискация активов по делу, связанному с хозяйственным спором, может выступать, например, способом захвата бизнеса недобросовестными конкурентами», – предупреждает Добрынин. Он пояснил, что именно по предпринимательским делам наблюдаются крайне опасные тенденции расширения конфискации, прямо не предусмотренной в законе: речь идет об изъятии имущества не самого осужденного, а активов третьих лиц.
Активные обсуждения проблемы с нелегальной миграцией возобновились вновь после теракта в подмосковном концертном зале «Крокус сити холл», где погибли 145 человек и более 550 пострадали. Первыми обвиняемыми по делу, которым инкриминируется непосредственное исполнение теракта, стали граждане Таджикистана Далерджон Мирзоев, Шамсидин Фаридуни, Мухаммадсобир Файзов и Саидакрами Рачабализода.
19 июня стало известно, что по итогам первого этапа операции «Нелегал-2024» за пределы РФ депортировано около 9000 иностранных граждан. Еще 11 000 иностранцев отказали во въезде. Возбуждено также около 2000 уголовных дел, связанных с организацией незаконной миграции и фиктивным миграционным учетом.
27 июня председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин заявил о необходимости законодательных изменений в сфере миграции. По мнению главы СК, менять политику нужно с помощью механизма внутренней миграции, «обеспечив достойный уровень гарантий соотечественникам, используя опыт советского прошлого».