КС признал за партиями право собирать подписи вблизи мест выдачи пенсий

Но при установлении факта целенаправленного выбора таких точек автографы могут стать недействительными
Виталий Аньков / РИА Новости

Конституционный суд (КС) разрешил политическим партиям собирать подписи в непосредственной близости с местами выдачи зарплат и пенсий, об этом говорится в постановлении суда. С жалобой об оспаривании норм закона об основных гарантиях избирательных прав в КС обратилась Партия дела предпринимателя Константина Бабкина.

Причиной для обращения с жалобой в КС стал отказ партии в регистрации списка кандидатов из-за недостаточного количества достоверных подписей избирателей на выборах в 2022 г. в заксобрание Северной Осетии. «Ведомости» писали со ссылкой на материалы жалобы, что 13,5% подписей были признаны недействительными, а еще 5% собраны в местах, где сбор запрещен. Речь идет о штабе регионального отделения партии, расположенном в местном офисном центре. В этом же здании арендует помещение «Почта России». Сборщик Партии дела был оштрафован по ст. 5.47 КоАПа за сбор подписей в местах выдачи пенсий, т. е. поблизости от почтового отделения. Сбор в местах выдачи пенсий и пособий прямо запрещает ст. 37 закона об основных гарантиях избирательных прав.

Регистрация Партии дела

22 апреля Верховный суд (ВС) России удовлетворил иск Минюста о приостановке деятельности Партии дела сроком на два месяца: ведомство усматривает технические нарушения в уставе и организации реготделений.

Рассмотрев эту жалобу, наивысшая инстанция встала на сторону заявителя: «Действующее законодательство не препятствует политическим партиям выбирать любое помещение для размещения своего аппарата или структурного подразделения, в том числе в зданиях, где могут также находиться и организации, осуществляющие выдачу различных денежных выплат». При этом суд указал, что сами оспариваемые нормы по своему смыслу не противоречат Конституции.

Кроме того, говорится в решении, избирательные комиссии должны избегать предвзятого отношения и не создавать преимуществ для одних партий в ущерб интересам других. «Если установлены факты целенаправленного использования запрещенных мест, сбор подписей может быть признан нарушающим запрет, а сами подписи – недействительными», – заключила наивысшая инстанция.

Партия дела сможет обратиться за компенсацией, постановил КС. Сама партия довольна этим решением, сказал «Ведомостям» секретарь федерального совета Партии дела Алексей Лапушкин. «КС восполнил пробел в существующем законодательстве, который позволял необоснованно широко трактовать запрет сбора подписей в местах выдачи заработных плат, пенсий, пособий. Это позволит избежать неправовых решений со стороны избирательных комиссий и благоприятно скажется на всем выборном процессе», – подчеркнул он.

Представляющий интересы партии политюрист Гарегин Митин заявил «Ведомостям», что КС точечно разрешил ситуацию, в которую было вовлечено североосетинское отделение партии, несмотря на то что точного определения места выдачи заработной платы и социальных трансфертов суд так и не дал. По его словам, суд исходит из характера правовой принадлежности помещения, где происходит сбор подписей, и его соотношение с иными помещениями, где могут выдаваться выплаты гражданам. «Но точечная интерпретация норм законодательства о выборах не страхует от возможных споров, обусловленных отсутствием, как выяснилось, понимания у избирательных комиссий в первую очередь, что есть место выдачи зарплат, пенсий, пособий», – считает Митин.

В российском правовом поле много разных оснований для признания подписей недействительными, а также для отказа в регистрации, напомнил в беседе с «Ведомостями» электоральный юрист Аркадий Любарев. Он отметил, что в дальнейшем это может стать еще одной технологией снятия кандидатов и списков. «КС пытается заставить работать здравый смысл, но я боюсь, что и дальше юристы-киллеры будут находить еще какие-то зацепки для снятия», – предполагает Любарев. 

КС предостерег избиркомы и суды от абсолютизации запрета на сбор подписей в местах выдачи зарплаты и пенсий, соглашается политический юрист Олег Захаров. При этом, отметил юрист, суд не усмотрел необходимость уточнения самой нормы закона, предсказуемо оставив выяснение вопроса о соблюдении смысла этого запрета – не создавать преференций и не увязывать сбор подписей с выдачей денег – на усмотрение правоприменителя.  Захаров обратил внимание на интересную позицию относительно преюдициальной конкуренции решений судов и избиркомов в этом вопросе.

«В постановлении КС фактически закреплено право комиссии не соглашаться с выводами судебных инстанций, изложенными в постановлениях о привлечении к административной ответственности в связи с нарушением порядка сбора подписей», – говорит он. Это означает, поясняет Захаров, что такая конкуренция судебной и комиссионной оценки одних и тех же фактических обстоятельств юридически допустима и у судебных актов нет превалирующего значения. Это, по мнению юриста, открывает новые возможности для судебного прессинга в электоральной юриспруденции.

Политический юрист Антон Тимченко тоже указал на этот нюанс: «КС «обогнул» довод жалобы о признании недействительными подписей избирателей при еще не вступившем в силу решении суда. Указано, что комиссия имеет право использовать поступающую к ней информацию – например, из полиции».