Пресс-конференция Владимира Путина по итогам визита в Китай: главное
Президент ответил на вопросы журналистов о партнерстве РФ и КНР, украинском конфликте и многополярном миреПрезидент России Владимир Путин завершил государственный визит в Китай пресс-конференцией для российских журналистов. Поездка проходила 16-17 мая, в ходе нее российский президент посетил Пекин и Харбин. Китай стал первой страной, которую посетил Путин после вступления в должность президента на новый срок. В марте 2023 г. с государственным визитом в России был председатель КНР Си Цзиньпин – это также была его первая международная поездка после переизбрания.
О партнерстве с Китаем
Путин поблагодарил Си Цзиньпина и китайское руководство за создание теплой атмосферы для совместной работы. По его словам, переговоры были содержательными и насыщенными. Это государственный визит, но при этом чисто рабочая поездка, в ходе которой было много тем для обсуждений.
«Будущее человечества зависит от всего человечества», – сказал Путин. Россия и Китай являются частью цивилизации и у обеих стран есть свое мнение, как все должно развиваться, отметил он. Это развитие должно быть конструктивным и учитывать интересы всех участников международного общения, а также укрепить складывающийся многополярный мир, сказал он. По его словам, все должны иметь возможность искать решения текущих сложных вопросов. Путин также подчеркнул, что взаимодействие России с Китаем не направлено против других стран.
О неформальной встрече с Си
Путин сказал, что на вчерашней встрече с Си Цзиньпином, которая проходила уже после российско-китайских переговоров, обсуждались много важных для двусторонних отношений вопросов, затрагивалась и тема украинского кризиса. В частности, Си Цзиньпин изложил ему краткие тезисы, о чем шла речь в ходе недавней поездки председателя КНР в Европу, а также про инициативу Китая по мирному урегулированию конфликта на Украине. Позицию Китая он назвал «гибкой», добавив, что эта страна стремится к решению этого вопроса.
О конфликте на Украине и легитимности Зеленского
Президент РФ заявил, что Россия никогда не отказывалась от переговоров в отличие от Украины.
«Когда наши войска стояли под Киевом, нам чего было сказано со стороны западных партнеров: нельзя подписывать документы, если у противоположной стороны к виску приставлен пистолет. Что надо сделать, было спрошено с нашей стороны? Надо отвести войска от Киева – мы сделали это. На следующий день они выбросили все наши договоренности в помойку и сказали – ну, теперь будем воевать до конца», – заявил Путин.
Запад, по мнению Путина, занял позицию, что нужно нанести стратегическое поражение России. Бывший премьер-министр Британии Борис Джонсон сказал Украине отказаться от переговоров, о чем говорил глава украинской делегации Давид Арахмия, напомнил президент. «То есть нас в очередной раз обманули», – сказал он. Поэтому России нужно понять, с кем она может иметь дело и кому может доверять.
Что касается захвата Харькова, о чем спросил Путина журналист Павел Зарубин, то «таких планов на сегодняшний день нет», ответил он. Президент напомнил, что 18 марта говорил о необходимости создания буферной зоны на этом направлении в случае, если обстрелы российских приграничных регионов, в частности Белгородской области, не прекратятся.
«Вот мы это и делаем», – пояснил он.
На вопрос, будет ли Россия считать президента Украины Владимира Зеленского легитимным главой государства после 20 мая, когда истечет срок его полномочий, Путин сказал, что на него должна ответить политическая и правовая система самой Украины, в частности Конституционный суд. Если после 21 мая дело дойдет до заключения каких-то соглашений Москвы и Киева, то подписывать их Россия будет только с легитимными властями Украины, подчеркнул президент.
Об олимпийском перемирии
Президент России также прокомментировал предложение про перемирие на Украине во время Олимпиады в Париже летом 2024 г. Он сказал, что принципы олимпизма вырабатывались веками, правда, сами спортивные чиновники нарушают принципы Олимпийской хартии, политизируя спорт и не допуская российских спортсменов к участию в Играх. «Сами нарушают, а от нас требуют исполнения», – сказал он, отметив, что так никто ни по каким вопросам не договаривался.
Путин также заявил, что если олимпийские чиновники будут ставить деньги во главу угла, то «ничего хорошего в будущем олимпийского движения не будет». По его мнению, сейчас там все построено как в корпорации – то есть на получении денег от рекламодателей и компаний.
Про конференцию в Женеве
Позже Путин подробнее ответил на вопрос о конференции в Женеве и о том, на каких условиях он был бы готов начать переговоры с Украиной. Президент напомнил, что Россию на нее не приглашали: «Мы не собираемся с центра поля обсуждать то, чего мы не знаем». Он снова сказал про переговоры в Стамбуле в марте 2022 г., когда Украина поставила свою подпись под документами. Теперь же предлагается обсуждать какие-то формулы, основанные «на хотелках», а не на реальной ситуации, сказал он.
При этом Путин вновь подчеркнул, что Россия готова к обсуждению. Но итогом конференции в Женеве может быть ультиматум России и попытка навязать свое мнение, считает президент.
О взаимных расчетах с Китаем и санкциях США
Также Путина спросили, удалось ли в ходе визита обсудить вопрос непринятия китайскими банками российских платежей из-за опасения вторичных санкций со стороны США. Президент в первую очередь отметил, что западные ограничения в отношении третьих стран являются нелегитимными. Что касается решения проблемы, то Россия и Китай задействуют национальные платежные системы для обслуживания экономических операторов. Процесс расчетов в национальных валютах уже запущен, его не остановить, подчеркнул Путин.
По мнению президента, резкое повышение пошлин на ввоз китайских товаров в США является элементом «экономической войны» и выглядит как санкции. Ограничения были установлены под предлогом так называемого военного вмешательства и связей с Россией, но на самом деле американские власти намерены не допустить китайских производителей на рынок, поскольку их товары лучше, считает он. В то же время РФ и Китай готовы запускать совместное производство, сказал Путин.
О проекте «Сила Сибири – 2»
Путин заявил, что Россия и Китай подтвердили заинтересованность в реализации энергетических проектов, в том числе строительстве газопровода «Сила Сибири – 2» мощностью 50 млрд куб. м газа. Что касается маршрутов поставок углеводородов в КНР, то возможны разные варианты, в том числе и по Северному морскому пути за счет увеличения танкерного флота. «Сила Сибири – 2» может пройти через Монголию, но сейчас специалисты еще анализируют этот вопрос, они должны выбрать лучшее решение.
«Все варианты возможны. Они все приемлемы и экономически целесообразны. Выбрать нужно наилучший. Уверен, что эта работа тоже будет завершена», – сказал Путин.
Накануне вице-премьер России Александр Новак, который сопровождает Путина в визите в Китай, сообщил, что подписание контракта по строительству газопровода «Сила Сибири – 2» может совершиться в ближайшее время.
О новом министре обороны России
Путин рассказал, что новый министр обороны РФ Андрей Белоусов, который ранее занимал пост первого вице-премьера, был назначен на эту должность по нескольким причинам. Во-первых, он как один из лучших экономистов страны сможет координировать деятельность Минобороны со всеми ведомствами и другими регионами в условиях значительного объема предстоящих расходов.
«Уровень оборонных расходов у нас, только на Министерство обороны, 6,7% ВВП в текущем году. Если взять со всей силовой составляющей государства, то расходы на всю силовую составляющую выйдут где-то за 8% <…> В этой системе расходов Министерство обороны играет ключевую роль», – сказал Путин.
Белоусов также должен открыть ведомство для конструктивной работы с научными центрами, производителями, в целом для инноваций. По словам Путина, прежний министр Сергей Шойгу сделал первые шаги в этом направлении, но бывшему первому зампредседателя правительства будет легче это сделать.
Назначение Шойгу секретарем Совбеза, а экс-министра промышленности и торговли Дениса Мантурова – первым вице-премьером Путин объяснил тем, что это позволит сосредоточить административный ресурс для достижения нужных результатов в рамках спецоперации.