Правительство расширяет практику автосогласования на свои отзывы и заключения
Об этом говорится в поправках в регламент кабинета министровПравительство планирует расширить практику автосогласования документов, в подготовке которых принимает участие. Если раньше эта процедура применялась только к нормативно-правовым актам, которые Белый дом готовил для реализации законов, то теперь она будет действовать и при подготовке официальных отзывов и заключений правительства на законопроекты. Об этом говорится в проекте поправок в регламент, с которыми ознакомились «Ведомости». Их подлинность подтвердил собеседник в Белом доме.
Процедура автосогласований была введена аппаратом правительства в 2023 г. Она предполагала, что при нарушении 10-дневного срока рассмотрения проекта нормативно-правового акта, который нужен для реализации закона, он считается согласованным. Теперь же автосогласование будет распространяться на заключения и официальные отзывы правительства на законопроекты.
Если в течение пяти дней согласующий орган не предоставляет свою позицию в отношении проекта заключения или отзыва правительства, то проект отзыва будет считаться согласованным и может быть внесен в правительство (это и есть процедура автосогласования). При представлении проекта заключения или отзыва с применением процедуры автосогласования федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта отзыва, уведомляет соисполнителя, который не предоставил в срок свою позицию, о применении процедуры автосогласования. Но если соисполнитель все же представляет после этого замечания концептуального характера, то руководитель структурного подразделения аппарата правительства вправе представить доклад вице-премьеру для принятия решения о целесообразности принятия таких замечаний.
Поправки позволят применить уже апробированный механизм автосогласования к официальным отзывам и заключениям правительства, говорит политюрист Олег Захаров. «Это позволит исключить проволочки при подготовке отзывов и заключений на законопроекты – на что часто жалуются депутаты и даже руководство Госдумы», – считает эксперт. По его словам, иногда затяжки сроков связаны с бездействием одного конкретного исполнителя и теперь этот вопрос будет решаться в автоматическом режиме.
Кроме того, правительство планирует прописать в своем регламенте, что происходит в случае разногласий по проекту заключения или официального отзыва на законопроекты. В проекте изменений говорится, что при наличии разногласий по проекту заключения или отзыва правительства на законопроект предполагается, что тот, кто внес законопроект, должен обеспечить обсуждение разногласий с руководителями согласующих органов (или их заместителями) с «целью поиска взаимоприемлемого решения».
Проект заключения или отзыва при наличии разногласий может быть внесен в правительство только вместе с протоколом согласительного совещания с соответствующими замечаниями. Этот протокол подписывается руководителями структур, которые имеют разногласия, и он должен быть направлен в федеральный орган исполнительной власти, который вносит в правительство проект заключения или официального отзыва.
В регламенте пропишут также, что при внесении в правительство проекта федерального конституционного или федерального закона в сопроводительном письме указываются сроки его внесения в Госдуму и планируемые сроки его рассмотрения и принятия Госдумой. В Госдуму же законопроекты теперь будут вноситься с сопроводительным письмом, подписанным премьер-министром или вице-премьером, который осуществляет взаимодействие с палатами Федерального собрания.
Проекты заключений правительства теперь должны содержать информацию о наличии в законопроекте положений, предусмотренных ч. 3 ст. 104 Конституции. В этой части говорится, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске госзаймов, изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения правительства.
Проект отзыва правительства на депутатский законопроект должен теперь содержать не только оценку соответствия законопроектам более высокой юридической силы, в том числе Договору о Евразийском экономическом союзе, но и финансово-экономические последствия принятия законопроекта и его влияния на доходы и расходы соответствующего бюджета бюджетной системы и выводы о позиции правительства.
В пояснительной записке к проекту постановления правительства говорится, что документ направлен «на совершенствование порядка подготовки заключений и официальных отзывов» на законопроекты. Принятие постановления будет «способствовать оптимизации процесса и сокращению сроков подготовки заключений и отзывов, а также созданию системы объективного контроля за указанным процессом», говорится там. Отмечается, что процедура автосогласования отзывов и заключений в качестве эксперимента проводится до 1 октября 2024 г.
Повышается бюрократический статус сопроводительной документации к законопроектам федерального истеблишмента, добавляет Захаров: «Их должен подписывать премьер-министр или его заместитель, ответственный за связи с парламентом. Это повысит качество и уровень дисциплины подобной переписки».
В целом поправки касаются настройки тонких бюрократических механизмов чиновничьей работы, направленных на обеспечение ее упорядоченности, считает Захаров: «Настолько, что в проектной документации по внесению правительством законопроекта в Госдуму теперь планируется указывать не только срок его внесения, который логично зависит от чиновников самого правительства, но и срок его рассмотрения в Госдуме, что указывает уже на явное прогнозирование ими скорости работы своих коллег в парламенте».