Китай отменил карательные пошлины на австралийское вино
Торгово-политическое давление Пекина на Австралию не возымело сильного эффектаМинистерство коммерции КНР объявило об отмене c 29 марта антидемпинговых и компенсационных пошлин на австралийское вино в бутылках, которые были введены в марте 2021 г. на фоне политического охлаждения между странами, хотя официальной причиной назывался демпинг. В МИД Австралии поприветствовали решение Китая. Канберра в ответ прекратит судебное разбирательство с КНР в рамках Всемирной торговой организации – жалоба на высокие заградительные пошлины по вину в размере от 116,2 до 218,4%, из-за которых виноделы потеряли миллиарды долларов, была подана в июне 2021 г.
Незадолго до решения об отмене высоких пошлин на вино, 20 марта, Австралию впервые за семь лет посетил министр иностранных дел Китая Ван И. Там он говорил, что считает ключом к китайско-австралийским отношениям «поиск точек соприкосновения при сохранении разногласий, поскольку общие интересы двух стран намного перевешивают их различия». Глава МИД Австралии Пенни Вонг и премьер-министр Энтони Альбанезе поддержали тезис о том, что «различия не должны определять двусторонние отношения». Но затем Вонг рассказала СМИ о том, по каким пунктам стороны не сошлись: Пекин по-прежнему не хочет осуждать Россию из-за спецоперации на Украине, стороны по-разному трактуют растущую напряженность в Южно-Китайском море и вынесенный в феврале смертный приговор за шпионаж с отсрочкой в два года австралийскому писателю Ян Хэнцзюню (в китайских реалиях это означает пожизненное заключение).
Отношения стран начали ухудшаться с 2018 г. Сначала Австралия не допустила компанию Huawei к установке сетей 5G из соображений национальной безопасности, а затем законодательно постаралась защитить себя от иностранного вмешательства в политику из-за нескольких резонансных случаев лоббирования интересов КНР со стороны местных парламентариев. Старт полноценному торговому противостоянию дал громкий призыв бывшего премьера Австралии от либеральной партии Скотта Моррисона весной 2020 г. провести международное расследование о происхождении коронавируса с намеком на вину КНР. Китай прервал диалог даже на уровне министерств и повысил пошлины на австралийский импорт не только вина, но также ячменя и морепродуктов (на них пошлины действуют до сих пор).
В октябре 2021 г. китайские власти сняли неформальный запрет на импорт угля, в августе 2023 г. отказались от повышенной пошлины на экспорт ячменя. А в октябре 2023 г. в Австралию вернулась арестованная в КНР в 2020 г. по подозрению в шпионаже журналистка Чэн Лэй, что можно было расценить как жест доброй воли.
Среди уступок со стороны Австралии можно выделить лишь отмену тарифов на ветряные турбины и отказ разрывать контракт с китайской фирмой на аренду порта Дарвин. При этом в области безопасности 15 сентября 2021 г. Австралия вместе с США и Британией заключили соглашение об оборонном партнерстве AUKUS. Считается, что договор прежде всего направлен на сдерживание Китая.
Политические отношения Пекина и Канберры начали постепенно нормализоваться после прихода в Австралии к власти лейбористов в мае 2022 г.
Потепление выгодно обеим сторонам, считает старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Александр Алешин. Австралия – крупный экспортер сырья (железной руды, угля, минералов, лития, СПГ, шерсти), а экономика Поднебесной нуждается в нем. На фоне роста китайского производства электромобилей особенно важен импорт лития – основы для аккумуляторов. Австралии же сложно компенсировать потерю такого большого рынка.
Китай убедился, что давление на Австралию не возымело желаемого эффекта – жесткие меры КНР приводили лишь к консолидации внутри Австралии и вступлению в AUKUS, говорит директор ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Василий Кашин. Вероятно, отношения сторон теперь не станут такими, как это было до начала противостояния, но сейчас они прокладывают путь к разрядке отношений.