ЕС решил не передавать Киеву 5 млрд евро дохода от российских активов

Эти деньги нужны для покрытия возможных судебных убытков
ЕС нужны российские деньги, чтобы оплатить претензии из-за их конфискации
ЕС нужны российские деньги, чтобы оплатить претензии из-за их конфискации / dpa Picture-Alliance via AFP

Чиновниками Евросоюза решено удержать 5 млрд евро доходов, которые были получены от инвестирования замороженных российских активов за два года, и их не отдадут Украине. Деньги, полученные по такой схеме до 15 февраля 2024 г., останутся у брюссельского центрального депозитария Euroclear для покрытия затрат на текущие и потенциальные издержки судебных процессов в России и других странах. Об этом стало известно 27 марта изданию Politico, которое ссылается на неопубликованный документ.

В частности, средства планируют использовать для покрытия «расходов, рисков и убытков, понесенных центральными депозитариями ценных бумаг» из-за боевых действий на Украине. В Euroclear отметили, что доходы от активов за 2022 и 2023 гг. отделены от «обычного бизнеса» и их сохраняют «до получения дальнейших указаний». По данным Politico, к февралю 2024 г. российские компании подали 94 иска в России против расчетно-клиринговой системы Euroclear с требованием вернуть заблокированные средства. Ранее пресс-секретарь президента Дмитрий Песков говорил, что Россия будет реагировать на изъятие замороженных активов и использование их в пользу Украины не зеркально. «Лица, государства, которые будут иметь отношение к принятию таких решений, естественно, станут объектами судебного преследования на многие десятилетия», – заявлял он на брифинге.

Отмечается, что решением ЕС, о котором пишет Politico, недовольны в Киеве. Министр юстиции Украины Денис Малюська считает, что 5 млрд евро слишком большой «буфер» для Euroclear при любом возможном риске. Руководство же депозитария ранее утверждало, что фонд понес убытки от спецоперации на сумму порядка 34 млн евро. Известно, что всего в Euroclear хранится 192 млрд евро государственных российских активов.

Кроме того, текст упомянутого документа предусматривает несколько других преференций для Euroclear. Так, депозитарий сможет бессрочно удерживать 3% доходов для обеспечения эффективности своей работы. Помимо упомянутых 5 млрд евро Euroclear также может использовать 10% от прибыли, полученной после 15 февраля 2024 г., в качестве дополнительной гарантии на случай наступления страховых рисков. Если они все-таки не наступят, то центральный депозитарий не будет распоряжаться упомянутыми 10%, но 5 млрд евро все равно оставит у себя.

12 февраля Совет ЕС утвердил постановление, которое в перспективе позволит направлять будущую прибыль от замороженных в Европе российских активов на восстановление Украины. Согласно ему, прибыль от заблокированных активов ЦБ России в центральных депозитариях должна храниться отдельно. Это, по заявлению Совета ЕС, открывает путь для установления финансового взноса в бюджет Евросоюза, собранного с чистой прибыли от российских активов, который пойдет в фонд помощи Украине.

ЕС нужны российские деньги, чтобы оплатить претензии из-за их конфискации

А в марте Еврокомиссия предложила распределять доходы от замороженных активов таким образом: 90% от суммы направить через Европейский фонд мира на закупку оружия для Киева, а оставшиеся 10% – на восстановление страны. Прибыль от замороженных активов оценивается в 2,5–3 млрд евро в год. 19 марта агентство Bloomberg писало, что Евросоюз подготовил законопроект, который предполагает начало передачи Украине прибыли от заблокированных активов России в июле 2024 г.

В попавшем в прессу решении ЕС прежде всего просматриваются прагматичные соображения европейских политиков, опасающихся негативных последствий передачи доходов от российских активов Украине, считает научный сотрудник Центра европейских исследований ИМИ МГИМО Артем Соколов. Москва однозначно дала понять, что данный шаг будет иметь серьезные последствия, этот сигнал был услышан. И вероятно, в ЕС с помощью решения оставить первые полученные доходы Euroclear хотят просто выгодно для себя тянуть время, не передавая при этом средства Киеву, допускает эксперт. Кроме того, в ЕС понимают риски для собственной инвестиционной привлекательности в случае столь провокационного обращения с российскими активами, добавляет Соколов.

В Германии новости о решении оставить 5 млрд евро Euroclear вместо перечисления Украине не оказалось на первых полосах прессы, отмечает замдиректора Института Европы РАН Владислав Белов. Любой имеющий отношение к России евроцент, который снимается со счетов Euroclear и переводится куда-либо еще, с точки зрения Москвы, все равно нарушение и конфискация, так как для таких действий нет никаких правовых оснований. «Позиция России здесь максимально понятна. Если перефразировать российского президента, то ее можно сформулировать так: замучаетесь глотать бюрократическую пыль в судах», – говорит эксперт. При этом России абсолютно неважно, для чего и как используют ее замороженные активы, и целеполагание ЕС в этом плане абсолютно неважно, даже если бы речь шла о каких-то благих делах, заключает Белов.