Депутатам ответили на претензии по организации встреч с избирателями
Законодательство в этой сфере менять не требуется, считают в комиссии Госдумы по регламентуЗаконодательство, регулирующее встречи депутатов с избирателями (как в специально отведенных местах, так и в форме публичных мероприятий), менять не требуется. Об этом говорится в письме председателя комиссии Госдумы по регламенту Виктора Пинского от 6 марта в адрес спикера нижней палаты Вячеслава Володина. «Ведомости» с ним ознакомились. Его подлинность подтвердили два собеседника на Охотном Ряду.
Володин поручил проинформировать об этом всех депутатов Госдумы, говорит один из источников.
Свое письмо Пинский направил Володину после того, как 20 февраля на пленарном заседании Госдумы коммунисты пожаловались: депутатам не дают проводить встречи с избирателями. Они отметили, что для публичных встреч нужно сначала запрашивать разрешение у региональных властей, а также напомнили, что под встречи с людьми в помещениях, которые согласования не требуют, выделяют маленькие помещения.
Некоторые депутаты высказались о недостатках правового регулирования проведения встреч с избирателями как в специально отведенных местах, так и в форме публичного мероприятия, говорится в письме Пинского. Проанализировав действующее законодательство, в комиссии по контролю решили, что «указанные вопросы дополнительного правового регулирования не требуют».
В ст. 8 закона о статусе сенатора и депутата Госдумы говорится об обязанности местных органов власти обеспечивать парламентариев специально отведенными местами для проведения их встреч. В сопроводительном письме замруководителя аппарата Госдумы Екатерины Горбачевой отмечено, что вопрос определения мест и помещений для этих встреч относится к полномочиям субъектов РФ. Порядок же проведения встреч в формате публичного мероприятия предусматривается нормами закона о собраниях, митингах и шествиях, напомнил Пинский.
Норма закона, которая обязывает депутатов уведомлять органы власти о встречах с избирателями, если они проводятся в формате публичных мероприятий, действует с 2017 г. Именно она была семь лет назад основным камнем преткновения при принятии поправок, хотя для парламентариев и ввели некоторые поблажки по сравнению с простыми гражданами.
Во время обсуждения изменений 2017 г. в Госдуме против выступали представители всех трех оппозиционных фракций. Коммунисты указывали, что изменения могут ограничить сферу публичной работы депутатов: прежде встречи с ними согласования времени и места не требовали, и именно в этот формат выливалась часть акций протестного характера (в том числе локальных). Тогда это расценивалось как поправки «против митингов», которые организуются депутатами в обход профильного закона.
Депутаты Госдумы от КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» уже после принятия закона обратились в Конституционный суд (КС) с просьбой проверить эти изменения, поскольку считали, что закон создает ограничения для исполнения депутатами обязанностей по проведению встреч с избирателями. КС же, в свою очередь, подтвердил обязанности депутатов согласовывать публичные встречи с избирателями.
Почему этот вопрос возник сейчас?
Письма были подготовлены после того, как Госдума на заседании 20 февраля рассматривала проект постановления об изменениях в регламент нижней палаты. Они касались встреч депутатов с избирателями. Раньше в регламенте было прописано, что депутат проводит встречи с избирателями не реже, чем один раз в полгода. Теперь же депутаты обязаны проводить встречи с избирателями «как правило, один раз в месяц».
На заседании 20 февраля депутаты КПРФ Евгений Бессонов и Михаил Матвеев рассказали, что у них возникают трудности при организации встреч с избирателями. Бессонов привел в пример Ростов-на-Дону, где он планировал провести встречу, но ее запретили, «якобы слишком много людей может прийти к депутату». «Не должен депутат спрашивать разрешение на встречу с избирателями у не всегда чистых на руку местных князьков. И ответственность за нарушение прав депутата надо повысить», – заявил Бессонов.
Матвеев привел в пример схожую ситуацию в Борском районе Самарской области. По его словам, там для встреч с местными депутатами выделено помещение в 15 кв. м на 20 посадочных мест. И когда он проводил в последний раз встречу, то людям приходилось стоять, поскольку мало места, – одной из женщин на встрече стало плохо.
«Должна же быть какая-то разница между муниципальным округом и округом депутата Госдумы в 500 000 человек», – заявил Матвеев. По его мнению, нужно законодательно закрепить, какого размера должны быть такие помещения.
Коммунисты пока не видели письма Пинского. Бессонов заявил, что депутатам должны оказывать помощь в предоставлении помещения. Кроме того, он считает излишней норму о том, что депутаты Госдумы должны согласовывать встречи, которые проводятся с избирателями на улице: «Все-таки депутаты не должны бояться людей».
Пинский на звонок «Ведомостей» не ответил.
Поскольку встреча депутата законом предусмотрена как отдельная форма его активности, а детальный порядок ее проведения – нет, то и ограничений для депутатов нет, если только их встречи не превращаются в другие виды публичных мероприятий, говорит юрист Олег Захаров. По его словам, прямо обязать законом депутатов как носителей законодательной власти согласовать свои встречи чревато хождением законодателя по тонкому льду конституционного баланса разных ветвей власти.
«Поэтому для депутатов есть выбор: идти туда, где все оборудовано для их встреч (такой перечень утверждается муниципалитетами), или встречаться с избирателями во дворах, не превращая их [встречи] в митинг или иное публичное мероприятие. Или подавать заявку на публичное мероприятие с риском получить предложение о его переносе», – говорит Захаров. По его словам, многие депутаты при этом сами подают уведомления даже о встречах с избирателями, которые они проводят, к примеру, во дворах домов: «Тут они исходят из того, что лучше лишний раз предупредить о такой активности, чем потом на месте объясняться с полицией».