Продавит ли Милей шоковые экономические реформы в Аргентине

Сенат отказался их рассматривать, губернаторы штатов против, и только нижняя палата парламента – за
Elizabeth Frantz / REUTERS
Elizabeth Frantz / REUTERS

Верхняя палата (cенат) парламента Аргентины в ночь на 15 марта проголосовала за признание недействительным чрезвычайного декабрьского указа президента-либертарианца Хавьера Милея. Против рассмотрения документа проголосовали 42 сенатора, в поддержку – 25, четверо воздержались.

Указ включает список радикальных реформ для дерегуляции экономики. Это изменение статуса госкомпаний для последующей приватизации, отказ от регулирования цен в ряде секторов экономики и др.

Администрация Милея обвинила сенаторов, проголосовавших против указа, в попытке подорвать работу правительства и помешать реформам. Позже пресс-служба президента отдельно поблагодарила в соцсети X (ранее Twitter) сенаторов, поддержавших указ.

Нижняя палата депутатов парламента пока не рассматривала указ Милея после его отклонения сенатом. Для признания документа недействительным нужен отрицательный отзыв обеих палат. Но 3 февраля нижняя палата поддержала пакет мер в урезанном виде. Если она вновь поддержит его, то указ вступит в силу вне зависимости от голосования в сенате.

Но прошедший палату депутатов пакет мер в ходе обсуждений сокращен практически наполовину. Среди отложенных предложений – налоговая и пенсионная реформы, из списка на приватизацию исключена нефтяная госкомпания YPF.

Кроме того, судебная палата по трудовым спорам 30 января признала противоречащей конституции главу документа, касающуюся трудового законодательства. Милей предлагал сокращение пособий по уходу за ребенком, увеличение испытательного срока с трех до восьми месяцев, узаконивание 12-часового рабочего дня, сокращение компенсаций и проч.

По словам главного редактора журнала «Латинская Америка» Виктора Хейфеца, произошедшее в аргентинском сенате демонстрирует провал попытки Милея договориться с губернаторами провинций. Идеей президента было найти с ними компромисс, чтобы те, в свою очередь, повлияли на депутатов – а сенат самая главная иллюстрация регионального влияния. Милей изначально не имел большой поддержки в верхней палате, а нынешнее положение и число поддержавших указ сенаторов – это, очевидно, ее «потолок», говорит Хейфец.

Исход голосования в нижней палате на самом деле, по его словам, тоже не предопределен в пользу президента и его реформ. Сейчас идея бывшей правящей, а теперь оппозиционной партии перонистов и их союзников в том, чтобы не просто ставить законопроект на голосование, а вновь его обсуждать по существу. Но для этого нужно 129 голосов, а у них сейчас 119, замечает Хейфец. Набрать эти голоса можно, но гарантии нет, добавляет он.

«Если законопроект вернется на обсуждение в палату депутатов, есть шанс не только его прохождения вопреки сенату, но и, наоборот, отвержения, что значит дальнейшее затягивание реформ. Шанс прохождения документа без обсуждения выше», – допускает Хейфец.

По данным Национального института статистики (INDEC) Аргентины, опубликованным в начале марта, инфляция в стране по итогам 2023 г. составила 211,4% – худший показатель за 30 лет и самый высокий не только в Латинской Америке, но и в мире. Даже традиционно страдавшая последние пять лет от высокой инфляции Венесуэла показала в том же году 190% в сравнении с 234% в 2022 г. За три месяца, прошедшие с момента провозглашения Милеем 21 декабря 2023 г. проекта экономических реформ, инфляция в Аргентине составила в январе к декабрю 20,6% (254,2% год к году), в феврале – 13,2% к январю (276,2% год к году – самый высокий показатель в мире).

Согласно февральскому прогнозу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), инфляция в Аргентине по итогам 2024 г. может достигнуть 250,6%, а ВВП – сократиться на 2,3%. Эта оценка на 93,5 п. п. выше, чем в прогнозе организации на 2024 г. от ноября 2023 г., до того как президентские выборы в стране выиграл либертарианец Милей. На 2025 г. ОЭСР прогнозировала замедление инфляции в Аргентине до 64,7%.

При этом некоторые успехи новых властей Аргентины в экономике и финансах все же есть, говорит аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин. Так, в январе текущего года Аргентина показала первый профицит своего госбюджета за 12 лет в размере 2 трлн песо ($2,41 млн). Хотя это не так уж много, но важно для того, чтобы у инвесторов снова вернулось доверие к госдолгу страны, поскольку это как минимум снижает вероятность дефолта, отмечает Потавин.

«Это произошло благодаря уже произошедшему сокращению части государственных расходов под руководством Милея. Почти наполовину были урезаны капитальные затраты, президенту пришлось пойти на сокращение реальных пенсий и зарплат госслужащих. Но это позволяет сделать бюджетный баланс более устойчивым в среднесрочной перспективе», – говорит аналитик.

В рамках стабилизации макроэкономической ситуации Банк Аргентины также заморозил денежную базу, то есть прекратил печатать песо для расширенного финансирования казначейства. В такой ситуации недовольными оказались и простые граждане, и региональные профсоюзы, и губернаторы. Это привело к росту протестов, регулярно разгоняемых полицией. Например, на 15 марта была намечена акция, организованная Ассоциацией государственных служащих Аргентины (ATE) перед министерством человеческого капитала. Протестующие намерены осудить намерения правительства уволить более 70 000 работников, не продлив с ними контракты.

«Недовольство понятно, но этот сложный этап Аргентине надо пройти, чтобы в среднесрочной перспективе обеспечить сбалансированное развитие местной экономики и поднять доверие инвесторов», – считает Потавин.

Сегодня баланс Банка Аргентины находится в лучшем состоянии, чем он был до прихода Милея, утверждает Потавин. Это же помогло, по его словам, стабилизировать курс песо. После резкого скачка курса в середине декабря 2023 г. к текущему моменту аргентинское песо ослабло на 6,5%. Для сравнения, за это же время курс турецкой лиры ослаб на 11,7%, а рубля – на 3,5%.

«Таким образом, экономика Аргентины прямо сейчас пока находится в сложном положении, но в денежно-кредитном и бюджетном секторе уже произошли важные позитивные изменения», – считает Потавин.

В то же время, по мнению Хейфеца, дальнейшее затягивание реформ при их непопулярности может вполне иметь еще более долгий и тяжелый отложенный эффект – как экономический, так и политический. 

«Это будет бить по восприятию деятельности правительства не только его критиками, но даже сторонниками. Милея выбирали не для того, чтобы долго ждать, когда преобразования начнутся, а затем эффекта реформ. От него хотели быстрых решений и позитивных видимых результатов», – заключил Хейфец.