Премьер Армении Никол Пашинян выступил за углубление отношений с ЕС
Сейчас в торговле Армении доминируют Россия и ЕАЭСУ правительства Армении есть воля и решимость углубить отношения с Евросоюзом (ЕС), заявил 14 марта премьер-министр страны Никол Пашинян на заседании кабинета министров, комментируя принятую накануне резолюцию Европарламента об укреплении связей организации с Ереваном. «Этой резолюцией Европарламент зафиксировал достижения Армении в сфере демократии, верховенства закона, борьбы с коррупцией, что чрезвычайно важно для международного восприятия нашей страны», – цитирует Пашиняна его пресс-служба.
За резолюцию, предлагающую рассмотреть возможность предоставления Армении статуса кандидата в члены ЕС, проголосовали 504 депутата, против – четыре, воздержались – 32. Парламентарии призвали Азербайджан освободить «всех жителей Армении и Нагорного Карабаха, которые остаются под стражей», вступить в диалог с карабахскими армянами, «уважать их права и гарантировать безопасность». В документе упоминается, что Россия по-прежнему сильно влияет на армянскую экономику и Еревану стоит обращать внимание на обход санкций ЕС.
Европарламент принял резолюцию после того, как Ереван заморозил свое участие в ОДКБ. В резолюции говорится, что страна таким образом пытается ослабить свою зависимость от России. 12 марта на заседании правительства Пашинян заявил, что Армения выйдет из ОДКБ, если организация не ответит на поднятый Ереваном вопрос о зоне ответственности организации.
О стремлении Еревана сблизится с ЕС «настолько, насколько союз сочтет это возможным» армянский министр иностранных дел Арарат Мирзоян говорил в конце прошлого года. 8 марта в интервью турецкому каналу TRT в кулуарах дипломатического форума в Анталье Мирзоян повторил, что его страна рассматривает возможность подать заявку на вступление в ЕС «на фоне вызовов, с которыми столкнулась Армения в течение [последних] трех-четырех лет». Издание Hraparak со ссылкой на источники в парламенте писало, что армянские власти планируют сделать это не позднее осени 2024 г.
Россия и ЕЭАС в целом остаются крупнейшими торговыми партнерами Еревана. В 2023 г. товарооборот Армении с ЕАЭС вырос на 42,7% до $7,6 млрд, следует из данных Статкомитета страны. Доля России составила 90% – $7,3 млрд (рост на 43,3%), из которых $3,4 млрд – импорт из Армении (+ 39%). По данным армянского замминистра финансов Ваана Сируняна, за девять месяцев 2023 г. 80% экспорта в Россию составлял реэкспорт. Внешнеторговый оборот Армении со странами ЕС в 2023 г. составил всего $2,5 млрд при росте на 23%.
По словам кандидата юридических наук Алексея Исполинова, в отношениях Армении и ЕС сейчас действует Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве (CEPA), вступившее в силу в 2021 г. Пока СЕРА не мешает Еревану оставаться в ЕАЭС: у организации нет запрета на сотрудничество с другими межгосударственными объединениями. «Но если Армения заключит договор об ассоциации, а затем получит статус кандидата в ЕС, ей придется пересматривать отношения с ЕАЭС. Если ассоциация еще оставляет лазейки для связи с ЕАЭС, то статус кандидата исключит возможность находиться в других таможенных союзах и интеграционных проектах», – объясняет эксперт.
Рано или поздно Еревану все же придется делать выбор, продолжает Исполинов, хотя по уровню соответствия критериям и ориентации товаропотока Армении еще далеко до евроинтеграции. По его мнению, соглашение об ассоциации с ЕС не станет критической точкой для разрыва отношений с ЕАЭС: «Но Россия и ее партнеры по объединению не станут сидеть сложа руки, так как речь будет идти о нарушении Арменией своих договорных обязательств».
Ни в ближайшей, ни в отдаленной перспективе Ереван не сможет стать полноправным членом ЕС, соглашается научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин. По его словам, препятствием для вхождения страны в союз являются не российские войска на территории республики, о чем говорят западные СМИ, а географическая изолированность Армении от Европы и экономическая отсталость.
«Соседняя Грузия за два десятилетия реализовала огромное количество программ и рекомендаций ЕС, став кандидатом лишь в декабре 2023 г. В отличие от своих армянских соседей у грузин есть выход к морю и связанность с Европой, более продвинутая экономика», – отметил эксперт. Также неизбежно возникнет вопрос о дальнейшем пребывании Еревана в ЕАЭС, напоминает Притчин: «Потенциальный выход Армении из союза может привести к катастрофическим результатам в армянской экономике, учитывая сильную зависимость страны от российского рынка. При сворачивании сотрудничества никакой ЕС не сможет стать альтернативой текущих проектов».
Сейчас в ЕС евроинтеграцию Армении лоббирует Франция, напоминает завсектором региональных проблем и конфликтов ИМЭМО РАН Павел Тимофеев. Французы нарастили военно-техническое сотрудничество и дипломатические связи с Ереваном, замечает он. Для Парижа это демонстрация собственной важности в противостоянии России в украинском конфликте и действия в пику Турции, чье членство в союзе французы блокируют десятилетия, а также активность ради привлечения внимания армянской диаспоры Франции. «Ради этого в Закавказье демонстрируется «сверхцель» в виде членства в ЕС и статуса кандидатов, хотя само это членство трудноосуществимо», – заключает Тимофеев.