Эксперты ФоРГО накануне выборов назвали стоящие перед государством задачи
Ему необходимо соблюдение баланса между жесткостью и гибкостьюСуществующая в России экономическая модель позволяет эффективно удовлетворять запросы граждан и обеспечивать нормальное функционирование государства, говорится в докладе Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) «Антихрупкость» государства Путина: идеология, институциональные основы, ценностный выбор». «Ведомости» ознакомились с докладом. В нем отмечается, что экономика показала необходимый запас прочности, способность сокращать потери на преодолении кризисов различного происхождения и демонстрирует устойчивый рост.
Вместе с тем перед государством, по мнению экспертов ФоРГО, стоят восемь групп вызовов, над которыми «предстоит работать долго и тщательно». Речь идет о климатических, экологических, биологических, демографических, культурных, трудовых, цифровых и космических вызовах. «По мере развития общества не исключено и появление новых групп вызовов. И эти вызовы могут оказаться куда более опасными, чем те, которые мы уже видим сейчас», – отмечается в докладе. Угрозы, с которыми государству придется столкнуться, определяются продолжающейся глобализацией, набирающей силу деглобализацией и логично продолжающейся регионализацией, считают эксперты.
Это вызовы глобального характера для всех государств, и российское не исключение, говорит один из авторов доклада, руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. «Ответы на эти вызовы могут быть эффективными, только если работать вдолгую. Тем более что многие из перечисленных вызовов и рисков долгосрочные по своей природе», – сказал он «Ведомостям». Вместе с тем, по мнению Чеснакова, некоторые из этих рисков при грамотном планировании могут быть использованы Россией себе на пользу, поскольку страна обладает значительными природными ресурсами.
Становление государства
Современное государство как гарантированно жизнеспособный политический субъект создал нынешний президент России, говорится в докладе ФоРГО. На начальном этапе, в 2000–2024 гг., проводились реформы, усиливающие влияние центра на регионы и сокращавшие субъектность и ресурсность местных властей, в первую очередь губернаторов.
«Заметными вехами признаются наделение президента правом отрешать глав, их «удаление» из Совета Федерации, федерализация органов внутренних дел, а также объявление Конституционным cудом, что у республик нет и не может быть никаких «суверенитетов». Также необходимо зафиксировать создание Государственного совета», – говорится в докладе. Сыграло свою роль и создание в 2001 г. «Единой России», в ряды которой вступили десятки губернаторов, что дополнило вертикаль исполнительной власти партийной вертикалью.
На следующем этапе, в 2004–2012 гг., были отменены выборы глав регионов и проведена значительная ротация губернаторского корпуса. На третьем этапе трансформации в 2012 г., когда федеральное руководство достигло эффективного контроля над территориями, в большинстве субъектов были возвращены губернаторские выборы. Присоединение в 2014 г. Крыма «породило впервые за долгие годы общенациональный консенсус граждан России» считают эксперты.
В 2020 г. были приняты поправки в Конституцию, закрепившие понятие «единая система публичной власти», что в сочетании с кадровым обновлением окончательно завершило строительство исполнительной вертикали, обеспечило «должный уровень субординации, эффективности и ответственности». «Еще одним важнейшим достижением стала успешная интеграция воссоединенных с Россией Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей», – говорится в докладе ФоРГО.
В текущем состоянии государство может своевременно реагировать на изменения своих среднесрочных целей, комбинируя их в соответствии с изменениями внутренней и внешней среды, обладая механизмом реагирования на новые угрозы и риски, считают эксперты. Основными задачами, стоящими перед государством, наряду с реагированием на формализованные риски и угрозы ФоРГО называет:
сохранение долгосрочной устойчивости и системное воспроизводство институций;
соблюдение баланса между жесткостью и гибкостью;
обеспечение развития политического пространства, выравнивание подходов, исключение экстремальных позиций;
нахождение разумного соотношения, а следовательно, и модели распределения ресурсов между заявленными текущими целями и новыми проектируемыми трендами.
Устойчивость современного российского государства основана на соответствии результатов и практики работы системы госуправления объективным запросам граждан, говорит президент ФоРГО Константин Костин. «Формулу «антихрупкости», на наш взгляд, можно сформулировать следующим образом: соответствие запросам, баланс, адаптивность. То есть государство может и должно реагировать на изменения внутренней и внешней среды, на возникающие риски и вызовы, используя для этого все необходимые инструменты», – сказал он «Ведомостям».
По словам Костина, это касается и внесения поправок в основной закон – однако «учитывая, что Конституция лежит в основе всего правового регулирования, к этому процессу необходим осмотрительный консервативный подход».
Большинство проблем выходят далеко за рамки следующей президентской каденции (2024–2030 гг.), говорится в докладе. «Расширение горизонта планирования в условиях повышенной динамики среды способствует росту качества и надежности сценирования. В системе власти сегодня подходят к вопросам прагматично: цели могут и будут корректироваться в ответ на меняющиеся вызовы, однако долгое государство и долгая политическая система предполагают такое же долгое планирование», – отмечают эксперты ФоРГО.