Лидер банд на Гаити пригрозил началом гражданской войны

Хаос нарастает из-за конфликта ОПГ и премьера
CLARENS SIFFROY / AFP
CLARENS SIFFROY / AFP

Лидер конгломерата девяти криминальных группировок Гаити G9 экс-полицейский Джереми Шеризье по кличке Барбекю 6 марта пригрозил началом гражданской войны и даже геноцидом, если международное сообщество продолжит поддерживать законного премьера страны Ариэля Анри. Самолет премьера не смог сесть на Гаити из-за перестрелки в столичном аэропорту и вынужден был приземлиться на острове Пуэрто-Рико. Барбекю требует от Анри уйти в отставку. В стране уже три года тянется политический кризис.

С октября 2022 г. Барбекю находится под санкциями Совета Безопасности ООН за нарушения прав человека и угрозу безопасности страны, а также под санкционными ограничениями со стороны США. Главарь банд также призвал не позволить «группе богатых людей решать судьбу жителей рабочих кварталов». При этом, по его словам, существует только два варианта развития событий: Гаити либо станет раем, либо же, напротив, превратится в ад. «Мы просим, чтобы Национальная полиция Гаити и военные взяли на себя ответственность и арестовали Ариэля Анри. Население не является нашим врагом», – заявил Барбекю до этого в послании, распространенном в соцсетях.

5 марта банды Гаити напали на полицейскую академию (штурм удалось отбить) и главный аэропорт страны. Анри на прошлой неделе улетел сначала на региональный форум Карибского сообщества (CARICOM) в южноамериканской Гайане, а затем в Кению, где подписал соглашение об отправке на Гаити международного военно-полицейского контингента из 1000 кенийских силовиков. Они должны были начать бороться с бандами, захватившими почти всю столицу Гаити Порт-о-Пренс. Острый кризис в стране продолжается после убийства наемниками из Колумбии президента Жовенеля Моиза в июле 2021 г. Анри был назначен Моизом премьером, но гибель президента сорвала утверждение Анри парламентом. Еще тогда власти Гаити призывали мировое сообщество к гуманитарной военной интервенции, однако ни США, ни кто-либо другой не отозвались на эту просьбу.

Кто такой Барбекю

Карьера Шеризье-Барбекю в криминальном мире сложилась в 2010-е гг. Став главой банды в родном районе, он начал устраивать кровавые побоища и пытки в соседних трущобах в 2017–2019 гг. Сам он обвинения отвергает. В интервью AP в 2019 г. он утверждал, что получил кличку из-за матери, продававшей жареных кур, а не за поджоги людей. Он ведет пропаганду своих идей и вербовку сторонников в соцсетях, в особенности в TikTok. До убийства президента Моиза в 2021 г. G9 была связана с правительством, но с тех пор лишилась покровителей во власти.

Анри 1 марта 2024 г. на форуме CARICOM взял на себя обязательства по проведению в республике выборов не позднее августа 2025 г. для выхода из трехлетнего политического кризиса. Еще в августе 2021 г. он и представители оппозиционных партий подписали соглашение о переносе президентских и парламентских выборов с ноября 2021 г. на период до конца 2022 г., затем они были отложены на еще более поздний срок. До проведения голосования стороны установили переходный период, во время которого страной должно руководить правительство национального единства во главе с премьером Анри. Президентская должность до сих пор остается вакантной, а выборы не проводились с 2016 г.

Но в отсутствие премьера Барбекю объявил ему войну. В субботу 2 марта банды напали на несколько полицейских участков, а также на две тюрьмы в Порт-о-Пренсе, из которых выпустили 3700 заключенных. Правительство Гаити объявило чрезвычайное положение и комендантский час.

Гаити – классический пример failed state, самый наглядный в Латинской Америке и даже в Западном полушарии, все остальные региональные случаи меркнут в сравнении с ним уже на протяжении десятков лет, отмечает главный редактор журнала «Латинская Америка» Виктор Хейфец. По его словам, государственные структуры там фактически не работают, а банды хотят признания себя де-факто как экономического и политического субъекта, «государства в государстве»: для них не обязательно поставить своего премьера или получить посты в правительстве, хотя и от этого они бы не отказались. Тем более что у премьера Гаити проблемы с легитимностью, выборы в 2025 г. он пообещал под давлением обстоятельств, и криминальные группировки прекрасно понимают шаткость положения Анри, замечает Хейфец.

По мере скатывания страны в гуманитарную катастрофу международному сообществу рано или поздно придется вмешаться в ситуацию, допускает Хейфец. Но, подчеркивает он, желанием проводить гуманитарную интервенцию никто не горит – ни Кения, ни США, ни ООН. «Гаити не имеет стратегического значения, ресурсов, страна в стороне от ключевых торговых маршрутов. Миротворческие миссии не привели к долговременной стабилизации. Вашингтон, обжегшись на Сомали в 1994 г., не хочет повторять этот опыт. Ликвидация банд иностранными войсками не гарантирует от возникновения новых на фоне отсутствия на Гаити институтов и путей решения фундаментальных социальных и экономических проблем страны, говорит Хейфец. По его словам, Гаити до сих пор не нашла умеренного пути между диктатурой и хаосом на протяжении всей своей более чем двухсотлетней истории независимости.