МУС второй раз выдал ордеры на арест россиян
На этот раз в отношении военныхПалата предварительного производства Международного уголовного суда (МУС) выдала ордеры на арест двух россиян – генерал-лейтенанта Вооруженных сил России, командующего дальней авиацией Воздушно-космических сил Сергея Кобылаша и адмирала ВМФ, командующего Черноморским флотом Виктора Соколова. Их обвиняют в совершении военных преступлений на Украине. По версии МУС, военачальники якобы несут ответственность за нанесение ударов по гражданским объектам, причинение чрезмерного случайного вреда, а также еще за одно преступление против человечности (без разъяснений конкретного содержания).
Минобороны России и Кремль отрицают удары по гражданским объектам. «Содержание ордеров изначально было объявлено секретным для защиты свидетелей и обеспечения безопасности расследования. Но с учетом нынешней ситуации палата предварительного производства считает, что осведомленность общественности может способствовать предотвращению преступлений в дальнейшем», – говорится в заявлении МУС. Ордеры были выданы по ходатайству прокуратуры МУС и связаны с ударами, которые наносили с 10 октября 2022 г. Кобылаш командует дальней авиацией с 16 сентября 2016 г. Соколов командует Черноморским флотом с августа 2022 г., ранее он руководил Военно-морской академией им. Н. Г. Кузнецова.
Это уже второе решение МУС в отношении россиян. 17 марта 2023 г. он выдал ордеры на арест президента России Владимира Путина и уполномоченной по правам ребенка в России Марии Львовой-Беловой. Их обвинили в депортации украинских детей, которых вывозили из зоны боевых действий в безопасные регионы. МУС функционирует на основе устава – Римского статута, который ратифицировали 124 страны. Россия принимала участие в его разработке, но не признает юрисдикцию МУС. В 2016 г. Москва окончательно отказалась быть участником Римского статута МУС. «Саму постановку вопроса [об ордере] мы считаем возмутительной и неприемлемой, Россия, как и целый ряд государств, не признает юрисдикцию этого суда, и, соответственно, любые решения подобного рода являются для РФ с точки зрения права ничтожными», – говорил год назад пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Решение МУС ничтожно с точки зрения права и не будет иметь никакого воздействия ни на Россию, ни на упомянутых военных, говорит юрист Дмитрий Лабин. Согласно основополагающим принципам международного права, в отношении его действуют только нормы, принятые тем или иным государствам. Так как Россия не ратифицировала Римский статут, последствий от решений МУС для нее быть не может. Это же касается и российских военных – в теории они могут подпасть под юрисдикцию суда только в странах, признающих эту самую юрисдикцию, заключает Лабин.
Никаких последствий для России, не признающей юрисдикции МУС, данное решение суда не несет, считает научный сотрудник ИМЭМО РАН Дмитрий Офицеров-Бельский. По его словам, обвинения в преступлениях не являются поводом для трибунала, так как само понятие военного преступления весьма растянуто. Под уничтожением гражданской инфраструктуры, квалифицируемым как военное преступление, могут иметься в виду и удары по мостам, которые используют ВСУ, и прочим подобным объектам. Как итог, подобные обвинения не должны восприниматься как нечто требующее порицания, резюмирует эксперт.