НАТО начало крупные учения на севере Европы

Это можно расценить как угрозу России
Kacper Pempel / REUTERS
Kacper Pempel / REUTERS

С 4 по 15 марта в северных районах Норвегии, Швеции и Финляндии проходят совместные учения 12 стран – членов НАТО под кодовым названием Nordic Response. Согласно официальному сайту объединенного авиационного командования альянса, в них примет участие 20 000 военных. За ходом учений будут наблюдать и лидеры двух стран, премьер-министр Норвегии Йонас Гар Стере и новоизбранный президент Финляндии Александр Стубб. Это его первый зарубежный визит после инаугурации.

«Крайний Север – важное и стратегически расположенное пространство для НАТО. [Учения Nordic Response 2024] увеличивают готовность скандинавских стран и возможность проведения масштабных совместных операций в условиях напряженного климата», – цитирует Стубба журнал Time. В учениях принимают участие Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, США, Финляндия, Франция и пока остающаяся кандидатом в НАТО Швеция.

Замглавы МИД России Александр Грушко заявил 4 марта, что в Москве следят за начавшимися учениями, и подчеркнул, что они носят демонстративно-провокационный характер. 26 февраля президент России Владимир Путин воссоздал Московский и Ленинградский военные округа. К Ленинградскому округу относятся республики Карелия и Коми, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская и Псковская области, город Санкт-Петербург, а также Ненецкий автономный округ.

Kacper Pempel / REUTERS

Nordic Response – часть более масштабной серии военных учений Steadfast Defender 2024, в которых с 22 января по 31 мая примет участие приблизительно 90 000 солдат из всех стран – членов альянса. Это самые крупные учения со времен холодной войны. Маневры запланированы на территории Германии, Греции, Венгрии, Латвии, Литвы, Норвегии, Польши, Румынии, Словакии, Финляндии и Эстонии. По данным официального сайта НАТО, серия учений Steadfast Defender делится на два этапа. Первый длится с января до середины марта и концентрируется на военно-морском компоненте в Атлантике и Арктике. На втором – с середины февраля по конец мая – будут задействованы все развернутые силы на воде, земле и в воздухе.

Учения Nordic Response – это ребрендинг ранних учений Cold Response, сфокусированных на Норвегии, говорит научный сотрудник ИМЭМО РАН Александр Ермаков. Нынешние учения плановые, а не внезапные, но для России все равно представляют угрозу. По словам эксперта, это отражение расширения НАТО и изменения облика угроз для России – если раньше учения проводились вокруг Норвегии, то теперь в них принимают участие уже три страны, две из которых имеют общую границу с Россией. Кроме того, отдельного внимания заслуживает и Швеция, относительно большая для региона страна, теперь практически член НАТО, резюмирует эксперт.

Помимо географического охвата Швеция и Финляндия своим вступлением в НАТО увеличили военно-воздушный потенциал альянса. При этом еще 16 марта 2023 г., до их вступления в организацию, шведы и финны договорились с Данией и Норвегией (члены НАТО с 1949 г.) объединить воздушные силы четырех государств. Общее количество военных самолетов оценивается приблизительно от 250 до 400 единиц. Согласно Military Balance 2024 Международного института стратегических исследований (IISS), совместно Норвегия, Швеция, Финляндия и Дания обладают 287 боеспособными военными самолетами.

Проводимые учения и участие в них Швеции и Финляндии отражают тенденцию на укрепление позиций НАТО в Северной Европе, говорит научный руководитель Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. С вступлением в альянс Финляндии его активность в регионе возрастет, а возможности расширятся. При этом говорить о прямой военной угрозе России со стороны альянса на севере пока рано. Тем не менее, отмечает Кортунов, России необходимо следить за ситуацией в регионе и реагировать на нее. Примером такой реакции является создание новых военных округов и активность в субрегионах – укрепление позиций в Балтийском море, Арктике и вокруг Калининграда, а также учет ситуации вокруг российско-финской границы. Все это, с учетом вступления в НАТО Финляндии и Швеции, требует увеличения военного присутствия и обновления инфраструктуры, резюмирует эксперт.