Китай снова пытается достичь мира на Украине

У Пекина сохраняется миротворческий потенциал
Артем Геодакян / ТАСС
Артем Геодакян / ТАСС

Спецпредставитель правительства Китая по делам Евразии Ли Хуэй спустя почти год снова посетит Россию, Украину и страны Европы для проведения второго раунда челночной дипломатии по продвижению политического урегулирования украинского кризиса. Турне, которое стартует 2 марта, анонсировала официальный представитель МИД КНР Мао Нин. По словам официального представителя российского МИДа Марии Захаровой, Ли прилетит в Москву 3 марта, где у него запланирована встреча с замглавы ведомства Михаилом Галузиным.

Среди европейских государств, которые посетит Ли, – Бельгия, где расположена штаб-квартира Евросоюза, Польша, Германия и Франция. «Прошло два года с момента полной эскалации кризиса. Война все еще продолжается», – отметила Мао Нин на своем пресс-брифинге. По ее словам, в настоящее время именно восстановление мира – приоритетная задача.

В ходе своего первого миротворческого турне с 15 по 26 мая 2023 г. Ли встретился с украинским президентом Владимиром Зеленским и министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. По итогам своей работы Ли признал, что в конфликте на Украине есть «много трудностей и разногласий». Вместе с тем эмиссар КНР ощутил в 2023 г., что и Россия, и Украина «не закрыли намертво двери для переговоров».

26 мая WSJ опубликовала статью о турне Ли, где неназванные европейские чиновники утверждали: во время переговоров он «нес четкий сигнал», что США и Европа должны призвать к немедленному прекращению огня с сохранением контроля России над территориями новых регионов. Почти сразу эту информацию опроверг министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба, а затем и сам Ли, заявив, что «эти сообщения совершенно не соответствуют действительности».

Еще в конце февраля 2023 г. Пекин опубликовал так называемый мирный план по урегулированию украинского кризиса. Он включал в себя уважение суверенитета, гарантии территориальной целостности всех стран, прекращение боевых действий, отказ от усиления и расширения военных блоков, возобновление переговоров, прекращение односторонних санкций и др. Российский президент Владимир Путин допустил возможность того, что китайский план станет основой разрешения конфликта.

За последний год отношения Пекина и Киева испытывали трудности, в частности из-за включения Украиной китайских компаний в список «международных спонсоров войны». МИД КНР выступил с протестом в декабре 2023 г. и попросил Украину «немедленно исправить свои ошибки». А в январе 2024 г. премьер Госсовета Китая Ли Цян не стал проводить переговоры с президентом Украины Зеленским в Швейцарии в рамках ВЭФа в Давосе якобы по просьбе России. Это, как писало издание Politico, «стало ударом» для Киева.

До сих пор с момента начала военной операции Зеленский и Си Цзиньпин говорили лишь один раз по телефону в апреле 2023 г. На переговорах по урегулированию украинского кризиса по «формуле мира» Зеленского Китай был представлен лишь один раз, в саудовской Джидде в августе 2023 г.

Китай по-прежнему очень заинтересован в том, чтобы украинский кризис был разрешен, говорит профессор СПбГУ Яна Лексютина. Пекин мог активизировать свои усилия на фоне становящихся все более громкими голосов о необходимости положить конец конфликту. Фактор попадания китайских компаний под вторичные санкции не сводит на нет положительную роль Пекина как медиатора, в том числе в глазах Киева, говорит Лексютина.

Китай пытается понять нынешние позиции сторон, так как ситуация с 2023 г. изменилась, говорит директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин. Сейчас идут активные дискуссии о дальнейших шагах в отношении конфликта на Западе после неудачи контрнаступления ВСУ, и, узнав мнения сторон, КНР будет принимать решения о своих действиях. При этом отношения Украины с Китаем действительно ухудшились за последний год, что, впрочем, можно считать неизбежным процессом для находящихся в сфере влияния США государств Восточной Европы.

При этом Китай по-прежнему может сыграть миротворческую роль в конфликте, так как у него в отличие от России сохраняется активный диалог с Западом, но в то же время американцы не хотят допустить дипломатический успех КНР наподобие того, что у нее был в 2023 г. при нормализации отношений Саудовской Аравии и Ирана, говорит эксперт.