Война в Газе вызвала рекордный рост госдолга в Израиле

Рост ВВП в 2024 году может оказаться вдвое ниже прогноза
Palestinian News Agency
Palestinian News Agency

Израиль нацелен в этом году нарастить долг на $60 млрд – сейчас он составляет около $219 млрд, сообщает Financial Times (FT) со ссылкой на высокопоставленного чиновника в правительстве страны. С начала войны в секторе Газа правительство заняло около 81 млрд шекелей ($22,3 млрд), доведя отношение долга к ВВП примерно до 62%, что стало рекордным показателем за последние восемь лет. Помимо этого, Тель-Авив планирует заморозить наем сотрудников на госслужбу, отложить повышение зарплат и увеличить НДС с 17 до 18%.

Как сообщает FT, на такой шаг Тель-Авив вынужден пойти из-за увеличения на 55 млрд шекелей ($15,2 млрд) расходов на оборону, что на 85% больше довоенного оборонного бюджета страны. По данным минфина страны, военные расходы увеличатся с 13,5% в 2023 г. до 20% от всего бюджета на 2024 г.

Доходы бюджета в 2023 г. оказались ниже прогноза на 12 млрд шекелей ($3,3 млрд). В то время как в конце прошлого года кнессет утвердил увеличение расходов примерно на 26 млрд шекелей ($7,2 млрд) до 510,6 млрд шекелей (порядка $140 млрд). По прогнозам правительства, в 2024 г. дефицит бюджета составит 6,6% ВВП, а рост ВВП замедлится с 2% в 2023 г. до 1,6% в текущем году. МВФ прогнозировал рост экономики Израиля в 2024 г. на уровне 3%.

19 февраля Центральное бюро статистики Израиля (ЦБС) сообщило о снижении ВВП страны на 19,4% за последние три месяца 2023 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это самый резкий квартальный спад экономики после II квартала пандемийного 2020 года, когда ВВП страны снизился на 20%.

Как пишет FT, негативно на экономику повлияли призыв 300 000 человек (пятой части трудоспособного населения) на военную службу после начала боевых действий в секторе Газа, эвакуация около 120 000 граждан из северных и южных регионов страны в безопасные районы, а также ограничение на въезд для порядка 150 000 палестинских рабочих с Западного берега реки Иордан, что привело к дефициту рабочей силы в Израиле.

Также произошел обвал товарооборота Израиля с зарубежными странами: по итогам 2023 г. импорт снизился на 40%, а экспорт – на 18%, говорится в отчете ЦБС. А в феврале агентство Moody’s понизило долгосрочные рейтинги суверенных обязательств Израиля в национальной и иностранной валютах с А1 до А2.

Израильская экономика может выдержать длительные боевые действия: ни при каких обстоятельствах правительство США и частные фонды не оставят еврейское государство без финансовой и военной помощи, считает старший преподаватель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Андрей Зелтынь.

За два десятилетия динамичного экономического роста Израиль создал существенный запас прочности, соглашается преподаватель кафедры иудаики ИСАА МГУ Филипп Малахов. Страна накопила большие золотовалютные резервы, суверенный фонд национального благосостояния растет за счет недавно открытого газового месторождения в Средиземном море. Инвестиции западных корпораций – один из важных источников роста для израильской экономики – не прекратились, а национальная валюта с начала регионального кризиса не только не ослабла, а даже укрепилась, добавляет эксперт.

Экономические проблемы, продолжает Малахов, больше связаны с человеческими ресурсами: «Общее число мобилизованных, перемещенных с приграничных территорий и направленных в неоплачиваемые отпуска лиц может превышает 0,5 млн человек, из-за чего в стране впервые за многие годы как выросла безработица, так и возникли трудности с занятостью для малых предприятий».

На фоне экономических проблем Тель-Авив угрожает начать наступление израильской армии в г. Рафахе на юге сектора Газа, где нашли убежище около 1 млн палестинцев (из 2,3 млн). Хотя, как заявил FT главный бухгалтер министерства финансов Израиля Яли Ротенберг, правительство в ближайшее время рассчитывает на деэскалацию конфликта и демобилизацию большей части израильских резервистов. Часть военных, вероятно, останутся в палестинском анклаве.

«Все заинтересованы в скорейшем завершении войны. Уже ведутся переговоры о перемирии на месяц Рамадан (с 10 марта), которые могут стать базисом для прекращения вооруженных столкновений», – прогнозирует Зелтынь.