Госдума приняла во втором чтении законопроект о запрете рекламы у иноагентов

Третье чтение пройдет 28 февраля
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Госдума приняла во втором ключевом чтении законопроект, запрещающий рекламу у иностранных агентов. Поправки в закон о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием, были внесены 15 февраля большинством депутатов Госдумы (не подписались под ними депутаты фракции «Новые люди»). В первом чтении законопроект был принят 20 февраля. Поправок по существу ко второму чтению в законопроект одобрено не было. Во втором чтении за законопроект проголосовали «за» 399 депутатов. Третье чтение законопроекта назначено на 28 февраля.

Обсуждения законопроекта на пленарном заседании не было. Только председатель Госдумы Вячеслав Володин высказал свое мнение по итогу принятия законопроекта. Он накинулся с критикой на «либеральные СМИ», которые встали на защиту иноагентов. «И начались разговоры о том, что это ущемляет их права. Они [иноагенты] свой выбор сделали, принимают финансирование из-за рубежа. Поэтому стали агентами. Надо для себя определиться: либо ты со страной, откажись от зарубежного финансирования, выйди из статуса иностранного агента. И тогда получай средства внутри страны. Но нельзя охаивать страну за деньги из-за рубежа и собирать здесь средства от рекламы», – заявил Володин. По его мнению, «мы очень либеральны, соответствующий закон в США и в других странах намного жестче решает эти вопросы». Дальше Володин стал говорить о том, что депутаты должны объяснять, что тот, «кто хочет исправиться, у него шанс есть»: «Можно из статуса иностранного агента вернуться, отвергнув подачки и удавку, которую они на себя набросили за деньги других стран».

В законопроекте депутаты прописали, что на иностранных агентов распространяются ограничения и запреты, предусмотренные законом о рекламе. Эта норма вносится в закон о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием. В закон же о рекламе добавляется норма, что не допускается распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного агента. Также депутаты запрещают рекламу информационных ресурсов иностранных агентов. Кроме того, запрет на рекламу иностранных агентов в средствах массовой информации прописывается и в законе о СМИ.

По данным Минюста, в 2023 г. более 200 российский физических и юридических лиц разместили рекламу у иноагентов, «тем самым принося им доход и обогащая их». Об этом говорится в пояснительной записке к законопроекту. Инициатива же подготовлена «в целях противодействия такому скрытому иностранному вмешательству во внутриполитические дела государства», пишут депутаты. В Едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР) содержится информация о размещении на интернет-площадках 15 иноагентов, сообщал 15 февраля «Ведомостям» представитель Роскомнадзора (оператор ЕРИРа). В совокупности они в 2023 г. заработали на рекламе порядка 133 млн руб.