Обещания кандидатов в президенты России не вошли в их предвыборные ролики

Их агитация преследует разные задачи, говорят эксперты
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Штабы кандидатов в президенты России приступили к агитации на ТВ. Записи не содержат предвыборных обещаний и скорее знакомят избирателей с представителями парламентских партий, тем более что два из трех (Владислав Даванков, «Новые люди»; Леонид Слуцкий, ЛДПР) ранее никогда не участвовали в выборах главы государства, а выдвиженец КПРФ Николай Харитонов делал это 20 лет назад.

В одном из роликов Владимира Путина демонстрируется медведь, а звуковым фоном идут метафорические комментарии главы государства об отношениях России и Запада. «Может быть, мишке нашему надо посидеть спокойно? А питаться ягодками, медком. Может, его и в покое оставят? Не оставят! Потому что будут всегда стремиться к тому, чтобы посадить его на цепь, а как только удастся посадить на цепь, вырвут и зубы, и когти. Как только, не дай бог, это произойдет, тайгу будут сразу прибирать. Но тайги он своей никому не отдаст», – крутятся за кадром слова Путина с итоговой пресс-конференции 2014 г. Кроме того, как отметили в штабе кандидата, в агитационной кампании будут использоваться и другие ролики, в том числе и с участием самого Путина.

Медведь исторически ассоциируется с Россией, особенно активно этот образ стали продвигать в середине XIX в., во время Крымской войны, напоминает политолог Константин Калачев. «Думаю, что ролик Путина не просто архетипичен, предполагается, что его увидят и обсудят и на Западе. Предлагаемая роликом парадигма борьбы за суверенитет позволяет донести до избирателя главное обещание: Россия будет суверенной», – говорит он. Происходящее понятнее и доходчивее раскрыть через образ, чем фокусировать избирателей на каких-то конкретных успехах, считает политтехнолог Илья Паймушкин.

Выдвиженец «Новых людей» в 30-секундном ролике объясняет, что идет в президенты, «чтобы все мы жили достойно и свободно». На видео он встречается с избирателями и едет в поезде. «Даванков работает на узнаваемость, его задача – заложить основы для продолжения карьеры публичного политика при любых обстоятельствах», – говорит Калачев. По мнению Паймушкина, кандидат «Новых людей» в ролике выглядит недостаточно уверенно, череда меняющегося видеоряда не дает сконцентрироваться на теме.

В предвыборном ролике КПРФ кандидат Харитонов, стоя на Красной площади и смотря на вращающиеся куранты на Спасской башне под музыку «Время, вперед!», сжимает кулак (с кулака исчезают при этом морщины). Видеоряд меняется на работу доменных печей, запуск ракеты и на едущие комбайны, а над куполом Сенатского дворца Кремля развевается советское знамя. «Поиграли в капитализм, и хватит», – произносит Харитонов свой предвыборный слоган. Другие ролики Харитонова похожего толка. Это «очень четкая нишевая реклама», в которой кандидат КПРФ предстает в роли «директора колхоза, кандидата пенсионеров», отмечает глава «Минченко консалтинга» Евгений Минченко.

Слуцкий в своем предвыборном ролике сидит в кабинете умершего лидера ЛДПР Владимира Жириновского. На просьбу помощницы убрать со стола табличку с надписью «Жириновский Владимир Вольфович» кандидат возражает: «Нет! Оставьте». «Дело Жириновского живет!» – произносит закадровый голос (такие же слоганы и на его баннерах). Ролик Слуцкого противоречив тем, что он никогда даже близко по темпераменту, стилю общения не был похож на Жириновского и не сможет его заменить, считает Паймушкин. «Зачем это подчеркивать, тоже понятно: чтобы кандидат набрал небольшое число голосов только своих личных сторонников», – сказал он.

Синхронная невыразительность агитации кандидатов уже стала предметом шуток в профсообществе политтехнологов: табличка почившего партийного лидера на рабочем столе кандидата – плохая примета, да и «голоса в голове» другого тоже не к добру, считает политтехнолог Олег Захаров. По его мнению, слишком яркие идеи не рождаются на фоне единения вокруг флага.