С чего Владимир Путин начал поездку на Урал

Он обсудил строительство ВСМ между Москвой и Питером и производство танков
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Владимир Путин 15 февраля прибыл в Свердловскую область, где посетил «Уралвагонзавод», завод «Уральские локомотивы» и провел совещание, посвященное строительству высокоскоростной магистрали (ВСМ) между Москвой и  Санкт-Петербургом.

Цена вопроса ВСМ

Совещание по строительству ВСМ проходило в Верхней Пышме, где находится завод «Уральские локомотивы». До начала обсуждения президенту показали цеха предприятия, где выпускали «Ласточку», а после 2022 г. стали производить локализованные электропоезда. В частности, вместо «Ласточки» сейчас начинается производство электропоезда ЭС104 «Финист». 

На совещании по строительству ВСМ Путин заявил, что создание ветки Москва – Санкт-Петербург должно стать стартом развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в России. В перспективе Путин ожидает организацию высокоскоростного сообщения в направлении Рязани, Казани, Екатеринбурга, Адлера и Минска.

«Мы уже давно, если не сказать очень давно, обсуждаем, анализируем подходы к строительству высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Герман Оскарович, да? Давно совсем, когда мы еще в Питере работали, уже об этом говорили», – сказал Путин, обращаясь к председателю правления Сбербанка Герману Грефу. Путин подчеркнул, что реализация проекта, создание инфраструктуры и подвижного состава должны вестись на российской технологической базе. По его словам, к примеру, на базе «Уральских локомотивов» может быть налажено серийное производство высокоскоростных поездов. Путин подчеркнул, что проект должен быть проработан с регионами, где будет проходить ВСМ, – Москвой, Санкт-Петербургом, Ленинградской, Новгородской, Тверской, Московской областями.

Дальше уже докладывал министр транспорта Виталий Савельев, который возглавляет рабочую группу по реализации проекта ВСМ. Он назвал строительство ВСМ «проектом века» для России. По его словам, участники рабочей группы на совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова рассматривали финансово-экономические модели проекта и в итоге были определены основные параметры.

Савельев сказал, что ВСМ состоит из двух участков. Первый – от Санкт-Петербурга до Зеленограда стоимостью 1,755 трлн руб., строительство предполагается осуществлять в рамках концессионного соглашения. Второй участок – выходы из Москвы стоимостью 221,5 млрд руб., финансирование предполагается из инвестиционной программы РЖД.

По словам министра, 148 млрд руб. требуется на закупку первой партии подвижного состава из 28 поездов с поставкой их на линию к 2028 г. А к 2026 г. должен быть создан опытный образец поезда и начаты сертификационные испытания. Создание поезда возможно на базе группы «Синара» (куда входят «Уральские локомотивы») и «Трансмашхолдинга».

При формировании модели концессионного участка члены рабочей группы рассчитали четыре варианта и восемь сценариев, рассказал Савельев. В итоге в базовом сценарии оказалась такая структура финансирования: 218,5 млрд руб. – взносы в уставный капитал концессионера, 290 млрд руб. – облигации пенсионного фонда «Газфонд», 903,8 млрд руб. – кредитные средства Сбербанка, ВТБ и Газпромбанка. Еще нужна будет поддержка государства в размере 609 млрд руб., в том числе 580,6 млрд руб. из средств ФНБ под 3% годовых с полным возвратом к 2050 г. «Здесь есть вопросы. Я думаю, мы обменяемся мнениями по этому вопросу», – сказал Савельев. Еще 28,5 млрд руб. в качестве капитального гранта потребуется на выкуп земель за счет средств федерального бюджета. Кроме того, концессионеру нужна субсидия из бюджета в 299,4 млрд руб. в 2028-2038 гг. на поддержку операционной деятельности на начальном этапе эксплуатации ВСМ, добавил Савельев.

Министр назвал плюсы от ВСМ, которые не только перевешивают затраты, но и позволяют сделать проект окупаемым: увеличение грузоперевозок, сокращение времени в пути из Москвы до Санкт-Петербурга с 4 часов до 2 часов 15 минут, а также, по сути, создание единой агломерации.

После этого совещание прошло в закрытом режиме, на нем выступали также глава РЖД Олег Белозеров, предправления Сбербанка Герман Греф и мэр Москвы Сергей Собянин.

Традиционный визит

До посещения завода «Уральские локомотивы» и совещания Путин приезжал и на «Уралвагонзавод». Его он посещал в прошлый раз в марте 2018 г. – тогда тоже шла избирательная кампания по выборам президента. В этот раз Путин осмотрел цех изготовления трансмиссий и сборочный цех. В последнем собирают танки, которые отправляют в зону специальной военной операции. После начала спецоперации «Уралвагонзавод» перешел на круглосуточный режим работы. Предприятие выпускает танки Т-14, Т-90М «Прорыв», Т-72Б3М. Путин назвал Т-90М «лучшим в мире на сегодняшний день», правда, поставил задачу разрабатывать и новые поколения техники. 

Путин поговорил с работниками предприятия – это тоже уже по традиции. Один из рабочих напомнил, что в годы Великой Отечественной войны в Нижний Тагил, где находится «Уралвагонзавод», был эвакуирован Харьковский танковый завод, а после войны многие украинцы остались в городе. Рабочий сказал, что сотрудники с ужасом смотрели «на то, что происходило на Украине в последние годы», и заявил, что на предприятии поддерживают президента и его решение о проведении спецоперации. После его слов Путин прочитал небольшую лекцию по истории, в частности, почему следует считать Степана Бандеру «стопроцентным нацистом». Он поблагодарил сотрудников завода за позицию и за работу. Путин отметил, что знает и о стоящих перед заводом проблемах – к примеру, о нехватке рабочих рук.

Также президента спрашивали о том, каким он видит оборонно-промышленный комплекс через пять-десять лет. Путин заявил, что за последние полтора года ОПК показывает хорошую работу, ведь, к примеру, на «Уралвагонзаводе» производство танков выросло в пять раз: «Поэтому заказами точно все предприятия ОПК будут обеспечены». Однако, по его словам, сейчас 20% продукции таких предприятий гражданского назначения – и этот объем будет возрастать. Он отметил, что сейчас основная повестка – это специальная военная операция, но и «гражданская повестка большая», приведя в пример как раз строительство ВСМ. В продолжение разговора рабочие предложили Путину учредить награду для заслуженных трудовых династий, проводить на федеральном уровне конкурс «А ну-ка, девушки» и продлить программу «Молодая семья».