Зачем Россия хочет развивать туризм на Шпицбергене

Присутствие на норвежском архипелаге требует диверсификации экономической деятельности
ТАСС

Российскими властями прорабатывается вопрос установления регулярного морского сообщения с норвежским Шпицбергеном, на котором согласно особому статусу архипелага Россия ведет хозяйственную деятельность. Это планируется сделать ради повышения популярности данного направления для российских туристов, сообщил 13 февраля в своем Telegram-канале министр по делам развития Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

«Планируем запустить регулярный морской чартер со стоимостью путевки, сопоставимой с поездкой в Таиланд или Турцию», – написал Чекунков. В тот же день вице-премьер, полпред президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев провел заседание правительственной комиссии по обеспечению российского присутствия на архипелаге Шпицберген.

Он заявил, что, несмотря на исключение в 2022 г. Центра арктического туризма российского треста «Арктикуголь» (занимается угледобычей на архипелаге) из членов Ассоциации туроператоров Шпицбергена, российские поселки в 2023 г. посетило более 7000 туристов.

В конце января во время правительственного часа в Совете Федерации министр также настаивал на необходимости превращения Шпицбергена в «магнит» для российских туристов: «[Архипелаг] должен стать образцовым проектом международного сотрудничества, для этого Минвостокразвития и трест (ФГУП) «Арктикуголь» реализуют антикризисный план». Сам «Арктикуголь» еще в ноябре 2022 г. обещал создать на Шпицбергене центр обслуживания морских судов в 2023 г. и в декабре прошедшего года отчитался о модернизации портовой инфраструктуры – причалов российских поселков Баренцбург и Пирамида, где возникли проблемы со снабжением из-за санкций Евросоюза.

По словам руководителя отдела аналитики отраслевого агентства «Портньюс» Виталия Чернова, на данный момент причалы на Шпицбергене фактически уже есть, а для нужд туристов их нужно только модернизировать под прием пассажирских судов. «В целом на архипелаге любую инфраструктуру можно создать, был бы спрос. Если будет устойчивый спрос на такие поездки, то можно даже построить пассажирское судно специально под эти цели. Сейчас, например, круизы в Арктику проходят на ледоколе «50 лет Победы», – отметил Чернов.

По его словам, в мире уже есть опыт арктических круизов на специальных экспедиционных судах. «Если Шпицберген включить в какую-то программу круиза по Арктике, может быть, в этом будет больше смысла», – полагает эксперт.

Согласно Шпицбергенскому трактату 1920 г., который подписали 46 государств Европы, Азии, Африки и Латинской Америки, Россия имеет равное с норвежцами право вести хозяйственно-экономическую деятельность на находящемся под суверенитетом Норвегии архипелаге Шпицберген в Северном Ледовитом океане. В 1947 г. в резолюции от 15 февраля норвежский парламент признал, что СССР является государством, имеющим наряду с Норвегией права на архипелаг Шпицберген. В настоящее время поддерживают свое присутствие на архипелаге только Норвегия и Россия. На Шпицбергене действует полный безвизовый режим. С 1931 г. российское присутствие обеспечивает государственный трест «Арктикуголь».

Исходя из оставшихся запасов угля на осваиваемом «Арктикуглем» руднике «Баренцбург» годовой план добычи установлен на уровне 120 000 т в год, чтобы обеспечить работу шахты как минимум до 2024 г. включительно. Рудник «Пирамида» закрыт с 1997 г. В целом общая добыча угля на архипелаге двумя странами до 2032 г. должна сократиться в 3 раза до 40 000 т в год. Сейчас российский «Арктикуголь» владеет на Шпицбергене территорией в 251 кв. км.

При этом, как пояснил «Ведомостям» партнер юрфирмы BGP Litigation Сергей Гландин, интенсивность и экстенсивность ведения хозяйственной деятельности на архипелаге подписантами соглашений по Шпицбергену не влияет на объем их прав и обязанностей. «Нельзя Россию выгнать с архипелага на основе прекращения ею хозяйственной деятельности», – напомнил Гландин.

В 2015 г. в составе «Арктикугля» был создан Центр арктического туризма, который занимается приемом туристов на территории архипелага. Правительство России в 2022 г. передало «Арктикуголь» в управление Минвостокразвития. Предприятие уже начало развивать собственно туристическую инфраструктуру и опции для отдыха. Так, в августе 2022 г. трест заявил о планах создать единую цифровую систему для туристов, путешествующих по архипелагу, состоящую из онлайн-приложения для путешественников и сервисов оплаты услуг в заведениях на Шпицбергене. В год весь архипелаг посещает порядка 80 000 туристов, в основном это европейцы и американцы, которые прибывают на круизных судах. Норвежские авиакомпании выполняют рейсы в столицу Шпицбергена, поселок Лонгъир, из Осло и Тромсе. Общее постоянное население архипелага площадью чуть меньше площади Латвии и больше площади Хорватии составляет около 3000 человек.

Туризм на Шпицберген может являться частью диверсификации формы российского присутствия в Арктике, считает младший научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Никита Белухин. Кроме России этим озаботилась и Норвегия – к 2027 г. планируется закрыть норвежскую шахту по добыче угля и перейти на возобновляемые источники энергии. При этом угольная добыча на Шпицбергене имеет не столько экономическое, сколько стратегическое значение, говорит эксперт. В свою очередь, Россия еще долго будет опираться на добычу угля и научные исследования на Шпицбергене, а туризм будет только дополнением к ее присутствию в регионе, заключил Белухин.