На кого ориентировано интервью Путина Карлсону
Президент общался с западным журналистом впервые с начала боевых действий на Украине«Американцам не следует вестись на это интервью», – заявил пресс-секретарь Совета по нацбезопасности при президенте США Джон Кирби на пресс-подходе 9 февраля, комментируя влияние разговора президента РФ Владимира Путина и американского консервативного журналиста Такера Карлсона (см. врез) на позицию американцев по поддержке Украины. Бывший премьер Великобритании Борис Джонсон написал по этому поводу колонку в Daily Mail (вышла также 9 февраля), в которой сделал вывод, что сообщение для американцев у Путина было простое: «Это [конфликт на Украине] не ваша проблема <...> Оставайтесь в стороне, дайте мне закончить его, и скоро настанет мир».
Российское ТВ в прямом эфире (как традиционно бывает с большими президентскими форматами) разговор не показывало. Но снятое в Кремле двухчасовое интервью было опубликовано на ресурсах и в соцсетях Карлсона в 2.00 ночи с 8 на 9 февраля. К 11 февраля запись набрала более 13,1 млн просмотров на YouTube, а в X (бывший Twitter) к вечеру 10 февраля – свыше 173,2 млн просмотров (данные приводил RT).
Интерес объясним: сам Карлсон, объявив в Twitter о предстоящем общении с Путиным, напомнил, что ни один западный журналист за два года после начала спецоперации на Украине не взял у него интервью. Последней с ним разговаривала ведущая американского телеканала CNBC Хедли Гэмбл в октябре 2021 г. по итогам Российской энергетической недели. Собеседники «Ведомостей» отмечают, что нынешнее интервью отчасти выполнило и определенную роль перед выборами – в части обозначения внешнеполитических взглядов Путина.
Чем известен Такер Карлсон
54-летний журналист Такер Карлсон более 30 лет проработал в американских СМИ. The New Yorker назвал его в 2023 г. самым известным сторонником трампизма и «самым влиятельным голосом в правых СМИ». Свою карьеру Карлсон начал специалистом по проверке фактов в консервативном журнале Policy Review. Затем присоединился к The Weekly Standard, в 1999 г. взял интервью у Джорджа Буша для журнала Talk, писал для New York и Reader’s Digest, Esquire, The New York Times Magazine, The Wall Street Journal и др.
- С 2000 г. Карлсон был комментатором, а затем ведущим программы дебатов на CNN, в 2005 г. вел вечернюю программу «Такер» на MSNBC, а в 2009 г. стал политическим аналитиком Fox News, прежде чем запустить собственное политическое ток-шоу. С ноября 2016 г. по апрель 2023 г. он вел передачу «Вечер с Такером Карлсоном», которая стала одной из самых популярных в стране. Там он зарабатывал по $15–20 млн в год, писал Forbes. В 2021 г. вошел в сотню самых влиятельных персон года по версии журнала Time.
- В апреле 2023 г. Fox News уволила Карлсона и отменила его шоу без каких-либо объяснений. После поражения Трампа на президентских выборах 2020 г. Карлсон и другие журналисты Fox News обвинили производителей систем электронного голосования Dominion Voting Systems и ее конкурента Smartmatic в сговоре с целью фабрикации результатов выборов в пользу Джо Байдена. Корпорации решили засудить СМИ. Fox News опубликовала опровержения и достигла с Dominion досудебного соглашения, выплатила $787 млн по иску.
- В 2010 г. Карлсон стал сооснователем и первым главным редактором консервативного сайта The Daily Caller, пока не продал свою долю и не ушел в 2020 г. Либеральные СМИ часто обвиняли Карлсона в теориях заговора и даже называли «правым экстремистом». Тем не менее журналист неоднократно критически переосмысливал даже собственные взгляды. Он последовательно критиковал аборты, миграционную политику США и иностранное вмешательство Штатов, выступал за налаживание отношений с Россией.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что тот «посылает такой месседж» международной аудитории не только в США, но и в Европе и «во всех других направлениях». «Не всем хочется это слышать, мы видим официальных представителей США, которые называют это интервью ненужным и настоятельно рекомендуют его не читать, им не хочется, чтобы истинное мировоззрение Путина стало доступным для простых американцев», – заявил Песков в интервью программе «Москва. Кремль. Путин» телеканала «Россия 1» (11 февраля).
Российский президент в течение интервью в основном отвечал на вопросы о специальной военной операции на Украине, для начала сделав подробный экскурс в историю ее появления – начиная с IX в. В целом интервью можно считать ориентированным на американских избирателей-республиканцев и на политический класс США, полагает политолог Евгений Минченко. Целевая аудитория этого выпуска – американские консерваторы, объяснил политолог-американист Ян Веселов.
Для аудитории Карлсона в США речь президента России могла прозвучать неожиданно, отмечает эксперт: «Зрители журналиста могли ожидать, что интервью будет похоже на то, которое он делал с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном». В интервью с Путиным, указывает Веселов, больше времени посвящено внешней политике и истории, что для консервативного электората, может, и интересно, но не первостепенно. «В основном материал могут посмотреть республиканцы и близкие им по духу избиратели, но они и так менее враждебно настроены к России, чем демократы», – добавил эксперт.
Интервью ориентировано на три целевые аудитории: Запад (страны Евросоюза и США), а также Россию и Украину, уверен руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин: «Главный месседж для Запада – готовность к переговорам при учете интересов России, которые неоднократно обозначались ранее. В период повышенной глобальной конфликтности мир – самый дефицитный товар». Политолог Александр Асафов считает, что «российская версия происходящего, доказанная с историческими ссылками, станет для многих стран Запада чем-то новым»: «Одним из первых поддержал Такера даже не Илон Маск, а ведущий Алекс Джонс, конспиролог, который удален со всех платформ. Это говорит, что востребованность [информации] есть в самых разных кругах».
В нынешних условиях взять интервью у Путина – так называемая журналистская удача, полагает научный руководитель Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. «С этой точки зрения Карлсон, разумеется, дал рывок своему личному бренду», – согласен эксперт. Но что касается влияния конкретно этого интервью на дискурс американских элит или дискуссию о внешней политике внутри американского общества, то оно вряд ли сможет внести фундаментальные изменения, считает Кортунов.
В подготовке материала участвовал Александр Соколов