Как прошли выборы президента Азербайджана в отвоеванном Карабахе
В места прежнего проживания пока вернулись лишь чуть более 5000 граждан республикиВ Азербайджане подвели предварительные итоги президентских выборов. Обошлось без сюрпризов: действующий глава государства Ильхам Алиев набрал свыше 92% голосов – самый высокий результат с 2003 г., когда он впервые стал президентом. Рекордной для Алиева стала и явка – более 76,7%. Корреспондент «Ведомостей» в день выборов побывал в отвоеванном Карабахе и убедился: хотя регион находится в печальном состоянии, немногочисленные избиратели готовы выражать благодарность своему национальному лидеру.
Прошло более трех лет с окончания войны 2020 г., а в Карабахе ощущаются последствия боевых действий. До сих пор на некоторых высотах на бывшей линии соприкосновения войск в Физулинском и Джебраильском районах видны неразобранные опорные пункты и блиндажи армян и азербайджанцев, местами – глубокие воронки от разорвавшихся артиллерийских снарядов, а на обочине вдоль дороги торчат угрожающие предупредительные таблички о неразминированных территориях.
После окончания второй войны в 2020 г. Алиев провозгласил программу «Великого возвращения» в Карабах и прилегающие районы, но пока ее успехи ограничены. Успели проложить асфальтированную трассу, газопроводы, провести линии электропередачи и построить международный аэропорт в Физули. Регион все еще напоминает огромное безжизненное пространство, где о существовании населенных пунктов говорят только дорожные указатели.
За этот период в места прежнего проживания пока смогли вернуться лишь чуть более 5000 перемещенных лиц, еще 45 000 власти Азербайджана планируют заселить до 2026 г. Притом что до первой войны в 1992–1994 гг. на этой территории, включающей бывшую Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО) и прилегающие районы, по разным оценкам проживали около 800 000 армян и азербайджанцев.
Пока явными «островками жизни» остаются лишь блокпосты военной полиции на административных границах да казармы азербайджанских погранвойск. На пути в Забух и Лачин, правда, еще оказалось полностью восстановленное село Агалы в Зангиланском районе, на пятачке между Арменией и Ираном, куда вернулись чуть более 870 человек: власти планировали использовать этот населенный пункт в качестве образцовой «смарт-деревни».
До августа 2022 г. Забух и Лачин находился в пределах так называемого Лачинского коридора, где проживали армяне, хотя до развала СССР в районе жили в основном азербайджанцы. И если захваченные после первой войны территории вокруг бывшей НКАО армянские власти называли «поясом безопасности» и планировали их вернуть под контроль Баку в обмен на политический статус непризнанного Нагорного Карабаха, то территорию вокруг Лачина они именовали «дорогой жизни» и возвращать ее азербайджанцам не собирались.
Чтобы закрепить эту территорию за собой, все эти годы Ереван проводил там поселенческую активность. Осенняя война выбила из рук армян козырь, а через три года после «контртеррористической операции» и массового исхода армянского населения потеряла свою актуальность и «дорога жизни».
Эти населенные пункты не затронули активные боевые действия, а территории активно не минировались. Вероятно, по этой причине азербайджанским властям было проще восстанавливать там мирную жизнь. В Забухе сегодня построен полноценный коттеджный поселок с однотипными домами с красными черепичными крышами. В селе также восстановлена работа госучреждений, почты и полиции.
Именно сюда из Баку и привезли группу журналистов для наблюдения за голосованием. К этому моменту напротив здания школы, где проходило голосование, столпилась большая очередь, притом что в селе сегодня проживает около 800 человек. Жители села оживленно вели между собой бытовые разговоры и делились планами на ближайшее будущее. В разговоре с журналистами все они не скрывали, что отдали голос за Алиева.
75-летний Камил Исмаилов, который был вынужден покинуть Забух после мая 1992 г., рассказал, что он опасался не увидеть больше родной дом: «Наконец мы вернулись в свои родные земли после 30 лет страданий. Раньше об этом мы могли только мечтать. Теперь у меня есть свой дом с пятью комнатам и огородом. Слава богу, у меня на родине появилась возможность отдать свой голос нашему лидеру». По его словам, в советские годы в селе он работал ветеринаром и в будущем планирует снова этим заняться.
Ветеран Первой карабахской войны Рауф сказал, что после «освобождения села» он испытывает гордость за свою страну и президента. «Будучи участником боевых действий, никому не желаю пережить этот опыт. Надеюсь, нашим властям удастся решить проблему границы с Арменией, а между нашими народами наконец наступит мир», – добавил он.
Шакир рассказал, что ему было 12 лет, когда его семья покинула Забух, и с тех пор он хранил память о своем доме и саде. «Освобождение наших земель в Карабахе нашей доблестной армией под руководством главнокомандующего залечило наши душевные травмы», – сказал он.
Большая очередь у избирательного участка также образовалась в Лачине. Сегодня в городе проживают чуть более 1600 человек (в советские годы население составляло свыше 6000 человек). Как и в Забухе, все дома в городе новые. По словам местных горожан, застройщикам пришлось отреставрировать старые дома азербайджанцев, которые были заняты армянами. И точно так же некоторые лачинцы говорили, что всем этим они обязаны действующим властям.
Большинство людей в очереди к избирательным урнам составляли преимущественно лица средних лет и пожилые люди. Среди них выделился один молодой парень 21 года по имени Ясин. Сам он родился в Баку уже после войны и учится там в физкультурном институте, а приехал в Лачин, чтобы отдать свой голос президенту. По его словам, он всегда мечтал вернуться на «землю предков», а после окончания учебы планирует там устроиться учителем физкультуры в средней школе.
Вернувшихся в свои дома признают, что пока сохраняется проблема с рабочими местами. Большая часть живет за счет государственных пособий и льгот, другая – за счет зарплаты в государственных учреждениях. Но, судя по всему, они верят, что работа появится.