СКР и прокуратура выступили против сокращения сроков рассмотрения жалоб военных

Это увеличит количество отписок и пересылок обращений другим должностным лицам
Евгений Биятов / РИА Новости
Евгений Биятов / РИА Новости

Представители Главного военного следственного управления (ГВСУ) Следственного комитета РФ (СКР) и Главной военной прокуратуры выступили против сокращения сроков рассмотрения жалоб участников спецоперации. Несмотря на выстроенную систему мер поддержки участников спецоперации и принятые в поддержку военнослужащих законы, в органы государственной власти поступает большое количество обращений солдат и офицеров за защитой своих прав. Об этом сообщила сенатор от Крыма Ольга Ковитиди на заседании круглого стола комитетов Совета Федерации (СФ) по конституционному законодательству и государственному строительству и соцполитике. По ее словам, нередко допускаются нарушения, связанные с федеральными и региональными выплатами, особенно в новых регионах РФ.

«Вопрос об установлении особого порядка рассмотрения обращений участников спецоперации и членов их семей все-таки продолжает оставаться актуальным», – пояснила сенатор. Одна из обсуждаемых мер в этом направлении – сокращение сроков рассмотрения жалоб, добавила Ковитиди: «Этот вопрос поднимается, обсуждался». Она заметила, что для этого необязательно вносить изменения в законодательство, поскольку не запрещается «рассматривать обращения в ускоренном режиме, срок до 30 дней». При этом участвующие в заседании круглого стола представители правоохранительных органов, а также Общественной палаты высказались однозначно против сокращения сроков рассмотрения обращений участников спецоперации.

Для того чтобы разобраться в проблеме и реально восстановить права заявителя с учетом объема поступающих жалоб, как правило, необходимо не менее месяца, заявил заместитель начальника управления надзора за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями Главной военной прокуратуры Олег Плис. «Дополнительное сокращение сроков рассмотрения обращений не повлечет, по нашему мнению, улучшение состояния правопорядка в этой сфере», – сказал он. По мнению Плиса, «в условиях боевых действий первостепенное значение приобретает не регламентация процедуры разрешения жалоб, а эффективность организации работы по обеспечению социальных прав участников спецоперации в целом».

Жалобы от военнослужащих и членов их семей в правоохранительные органы

С февраля 2022 г. в органы военной прокуратуры поступило более 1 млн обращений. В 2023 г. – почти 800 000. Это сопоставимо с числом жалоб, зарегистрированных за семь предыдущих лет. Служебная нагрузка на прокурорских работников выросла кратно. Каждая шестая из рассмотренных военными прокурорами жалоб признана обоснованной.
За 2023 г. военные следственные органы рассмотрели порядка 25 000 обращений участников спецоперации и членов их семей (без учета сообщений о преступлениях). Были восстановлены права более 18 000 граждан. Чаще всего обращения были связаны с неполнотой обеспечения денежного довольствия, установлением местонахождения военнослужащих и возвращением их из плена, обеспечением мобилизованных необходимым снаряжением, призывом по мобилизации.
В государственный фонд поддержки участников спецоперации «Защитники Отечества» с момента его создания 3 апреля 2023 г. поступило 680 000 обращений.

С ним согласился заместитель руководителя управления кадров ГВСУ – руководитель отдела правового обеспечения СКР Виталий Терещенко. «Сокращение сроков не даст такого эффекта, что эти обращения будут лучше разрешаться. Иногда, если будет сокращенный срок, это будет вынуждать тех, кто рассматривает обращения, скорее дать либо формальный ответ в виде отписки, либо куда-то его переслать. Эти сроки достаточно жесткие, они как раз позволят разобраться по существу, и здесь во всех ведомствах необходимо, чтобы именно обращениям участников СВО уделялось повышенное внимание», – заявил представитель ГВСУ СКР.

Черту под обсуждением подвел член комитета СФ по соцполитике, сенатор от Херсонской области Игорь Кастюкевич. По его мнению, «сроки сокращать нельзя, потому что качество [рассмотрения обращений] падает». Ковитиди заявила, что «нам, законодателям, необходимо, наверное, обобщить все те направления, по которым ведется работа, и посмотреть, по каким из них наибольшее количество жалоб, и составить анализ». По словам сенатора, по итогам обсуждения выяснилось, что проблема оказалась не в сроках рассмотрения обращений, а «намного шире».