О чем Владимира Путина просили его доверенные лица

Кандидат в президенты провел первое предвыборное мероприятие после регистрации на выборах
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Первым мероприятием Владимира Путина в качестве зарегистрированного кандидата в президенты стала встреча с доверенными лицами. Она прошла 31 января в Гостином дворе. На сцене кроме Путина было трое руководителей его штаба – актер Владимир Машков, врач Марьяна Лысенко и спикер парламента ДНР Артем Жога. В первом ряду, прямо напротив них, сидели трое руководителей штаба Путина на выборах 2018 г. – руководитель «Сириуса» Елена Шмелева, врач Александр Румянцев и гендиректор «Камаза» Сергей Когогин.

Всего у Путина 544 доверенных лица. Среди них певица Надежда Бабкина, певцы Олег Газманов, Николай Расторгуев, актриса Екатерина Гусева, режиссеры Никита Михалков и Андрей Кончаловский, тренер Валерий Газзаев, артист балета Николай Цискаридзе, ректор МГУ Виктор Садовничий, врач Леонид Рошаль, руководители «Деловой России» Александр Репик и РСПП Александр Шохин и многие-многие другие – все они были в зале. Был в зале и предправления «Газпрома» Алексей Миллер (хотя на сайте штаба Путина его среди доверенных лиц нет).

Встреча продлилась около полутора часов. Началась она с краткого выступления президента. Он поблагодарил доверенных лиц за совместную работу, причем некоторых – в течение многих лет как во время избирательных кампаний, так и вне их. По его словам, сейчас страна проходит сложный этап, связанный с укреплением суверенитета по всем направлениям – от экономики до культуры.

Михалков, Пореченков, Shaman: кто посетил встречу Путина с его доверенными лицами

Накануне в РАНХиГС проходила «репетиция» сегодняшнего мероприятия, рассказали «Ведомостям» доверенные лица. На ней обсуждались просьбы, вопросы и предложения для президента – своеобразный брейнсторм, как сказал один из участников.

Машков, собственно, начал разговор с того, что вспомнил об этом мероприятии – и рассказал, какие предложения были в сфере культуры. Он сам предложил президенту создать отдельный национальный проект в сфере воспитания. «Нужна единая точка сборки всех фрагментов воспитания гражданина России», – заявил он. Говорил он о развитии творческих союзов, «которые сейчас не работают в полную силу, как в советское время», о необходимости создания программы «Земский работник культуры» и проведении фестивалей национальных культур в регионах.

Лысенко предлагала продлить программу «Земский доктор» и льготную ставку по страховым взносам для социально ориентированных НКО, сделав ее бессрочной. Также она отметила необходимость «технологического суверенитета» в сфере здравоохранения. Жога предложил президенту распространить выплаты при гибели участников спецоперации в том числе и на взрослых детей. Говорил он также о необходимости проведения патриотических игр типа «Зарницы», развитии ГТО и т. д.

Некоторые предложения президент поддержал однозначно, вроде технологического суверенитета в сфере здравоохранения: «Тяжелое оборудование, которое мы в прежние годы на 100% закупали за рубежом, некоторые наши так называемые партнеры, несмотря на то что это чисто гуманитарная сфера – здравоохранение, отказываются обслуживать и регламентные работы проводить». Путин пообещал подумать, как решить вопрос с выплатами взрослым детям погибших участников спецоперации – в части распределения выплат между взрослыми детьми и детьми до 18 лет.

«Даже не обратил внимание, спасибо, что подсказали: братья и сестры получают социальные пособия, а дети после 23 лет – нет», – сказал Путин. Про национальный проект, связанный с воспитанием, президент высказался осторожнее. Он привел в пример Советский Союз, где была такая система – «октябрята, пионеры, комсомольцы, члены компартии». «Членов компартии было под 20 млн человек, а государство-то развалилось. Вот вам и система, хотя, казалось бы, все было выстроено жестко», – сказал Путин.

По его мнению, нужны реперные точки в воспитании, которые бы воспринимались как безальтернативные – такие как любовь к родине, патриотизм. А вот прямой госзаказ в сфере культуры назвал невозможным.

Однако главным на встрече президента с доверенными лицами неожиданно (хотя на самом деле вполне ожидаемо) стало то, что Владимир Путин сказал о специальной военной операции. Президент заявил, что самолет Ил-76 с украинскими военнопленными в Белгородской области был сбит американской системой Patriot.

«Самолет сбит – это уже установлено точно – американской системой Patriot. Это уже экспертиза установила», – сказал он. Путин отметил, что «украинские власти там где-то обронили фразу, что хотели бы провести международное расследование». Россия же как раз на этом настаивает, но желающих «официальных организаций нет», сказал он. «Официально говорю: мы просим прислать международных экспертов и провести этот анализ, оценить имеющиеся вещественные доказательства того, что самолет сбит системой Patriot», – заявил президент.

Высказался Путин и о причине того, почему Украина сбила этот самолет. «Можно еще представить себе, зачем они обстреливают мирные города. Там несколько целей: отвлечь внимание собственного населения и спонсоров от провалов в рамках так называемого контрнаступления <...> спровоцировать нас на ответные зеркальные действия», – сказал Путин.

Что же касается Ил-76, то тут он предположил, что самолет могли сбить случайно. Путин сказал, что юридически это является преступлением по неосторожности, хотя Следственный комитет возбудил уголовное дело о терроризме. «Видимо, для этого есть определенные основания», – сказал он.

Обмен пленными Россия останавливать не собирается, сказал Путин. По его словам, соотношение числа пленных у России и Украины – один к десяти, т. е. украинских пленных у России больше. «Мы все равно своих ребят будем забирать, если украинская сторона, конечно, готова. Они нам все время дают сигнал о том, что готовы», – сказал Путин.