Политический спектр Германии разбавили партией мусульман

Но она не будет иметь такой поддержки, как новая партия Сары Вагенкнехт
TOBIAS SCHWARZ / AFP

В Германии сформировалась новая политическая партия «Демократический альянс за разнообразие и пробуждение» (DAVA), которая будет отстаивать интересы мусульманского меньшинства. Как сообщает газета Bild 28 января, новую партию называют «ответвлением» Партии справедливости и развития Эрдогана. Новая партия примет участие в выборах в Европарламент, которые пройдут 9 июня 2024 г. Как пишет Die Zeit, своего избирателя партия постарается привлечь достаточно простыми лозунгами. В частности, ее внимание будет обращено на повседневную дискриминацию. Среди целей – добиться того, чтобы «люди с иностранными корнями в полной мере пользовались своими правами». Эти люди, по утверждению политиков из DAVA, испытывают трудности «при поиске жилья, при приеме на работу, а также во многих повседневных ситуациях, например при посещении государственных учреждений».

В парламенте Германии уже прозвучали призывы вести наблюдение за новой партией. С такой инициативой выступил депутат бундестага от консервативного блока ХДС/ХСС Кристоф де Фриз. «Они попробуют изобразить мусульман жертвами общества расистского большинства и действовать как представители их интересов. Я считаю, что наши органы безопасности должны внимательно следить за деятельностью этой партии и ее связями с турецким правительством – и вмешаться, если оно окажет прямое влияние», – заявил Фриз. Кроме того, в распоряжении Bild оказалась учредительная декларация DAVA с именами ключевых лиц. Среди них оказались состоящий на учете министерства внутренних дел за поддержку «Хамас» врач из Гамбурга Мустафа Йолдас, а также отрицающий геноцид армян юрист Фатих Зингал.

Всего в Германии сейчас насчитывается около 2,5 млн мусульман с немецким паспортом и правом голоса (из 84 млн человек). В дальнейшем их количество только возрастет – ожидается, что в апреле 2024 г. будет принят закон о гражданстве, после чего количество мусульман в ФРГ с правом голоса может вырасти до 5 млн. При этом среди германских турок Эрдоган весьма популярен – например, на президентских выборах в мае 2023 г. среди голосующих в Германии он получил 67%, за него проголосовало около 500 000 сограждан.

DAVA не единственная новая партия, образовавшаяся за последнее время в Германии. 27 января прошел учредительный съезд «Союза Сары Вагенкнехт» – партии, созданной одним из самых популярных левых политиков Германии. Как пояснил научный сотрудник Центра европейских исследований МГИМО Артем Соколов, эта партия вбирает в себя недовольных слева, для которых действующие политические силы не отражают интересы избирателей. По мнению электората Вагенкнехт, говорит Соколов, существующие левые партии слишком много времени уделяют вопросам повестки вроде ЛГБТ, не удовлетворяя реальным нуждам избирателей. Подобное же замечено и на правом фланге немецкой политики, где от консервативного ХДС/ХСС отмежевался «Союз ценностей», не исключающий взаимодействия с ультраправой «Альтернативой для Германии» (АдГ).

В то же время правящая коалиция продолжает терять свою популярность. Так, рейтинг входящей в правительственную коалицию либеральной Свободной демократической партии (СвДП) уже опустился до 4%, что грозит партии непопаданием в парламент следующего созыва. Для сравнения: недавно созданный «Союз Сары Вагенкнехт» пользуется поддержкой уже 7% избирателей, оппозиционный ХДС поддерживает 31% респондентов, ультраправую АдГ – 21%. Другие члены правящей коалиции, социал-демократы и «Зеленые», получили 14 и 13% голосов соответственно.

Из возникших партий только «Союз Сары Вагенкнехт» может претендовать на какой-либо успех, уверен заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов. В немецком политическом поле заметна тенденция на фрагментацию, и в этих условиях лишь партия Вагенкнехт может показать себя и получить поддержку. Остальные же мелкие партии, вроде «Союза ценностей» и протурецкой партии, вряд ли представляют большой интерес, как слишком незначительные политические силы, резюмирует эксперт.