Законопроект о конфискации имущества за фейки об армии прошел первое чтение

Второе чтение запланировано уже на следующей неделе
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Депутаты приняли в первом чтении законопроект о конфискации имущества и лишении почетных званий за ряд преступлений, в том числе за фейки о российской армии. Голосование было поименным, его результаты повлияют на «оценку депутатов и его переизбрание», предупредил присутствующих спикер Вячеслав Володин перед голосованием. В итоге «за» проголосовали 395 депутатов (столько же выступили авторами инициативы), «против» – только трое: Сардана Авксентьева, Ксения Горячева («Новые люди») и Сергей Шаргунов (КПРФ). Несмотря на то что под инициативой стоят подписи почти 90% депутатов, выступления в поддержку документа заняли около 40 минут.

Цель законопроекта – защитить солдат, офицеров «от ударов в спину» и обеспечить безопасность страны, пояснил Володин. Конфискация имущества и уголовная ответственность коснутся всех, кто «бьет по стране и бьет по нашим солдатам», сказал спикер. Он обратился к тем, у кого пока есть почетные звания и награды: «Против страны – лишат тебя этих наград и званий. Если тебя страна обеспечила всем необходимым <...> чтобы ты жил в дворцах и замках, – лишишься, если будешь выступать против ее солдат и государства». При этом он заверил, что ничего политического и личного в этом законопроекте нет, а такая норма есть в законодательстве всех стран, «желающих остаться суверенными».

Желание вовлечь россиян в преступную деятельность – это имеющий место факт, вербовка ведется «достаточно массово», начала свой доклад о законопроекте вице-спикер Госдумы Ирина Яровая. «Мы слышим общество и его запрос на то, чтобы соразмерность и неотвратимость наказания была обеспечена», – сослалась она на народность инициативы.

Появится дополнительный квалифицирующий признак, который повысит ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных против безопасности страны, в случае если они осуществляются из корыстных побуждений, «по экстремистскому мотиву» или по найму, пояснила коллегам Яровая. «Это очень опасные категории преступлений»: тот, кто сегодня призывает к действиям против ВС РФ, призывает к действиям против «каждой женщины и каждого ребенка», добавила она.

Вопросы возникли у четырех депутатов, которые в основном переживали, не стоит ли дополнительно ужесточить законодательство. Исключением стало выступление первого зампреда комитета по экономической политике Николая Арефьева (КПРФ): «Я понимаю, что защита государства – это важное дело, но государство – это народ. Как защитить народ от произвола правоохранительных органов?» Он получил уже несколько таких писем от адвокатов, поделился Арефьев.

За что грозит конфискация

Изменения вносятся в ч. 1 ст. 104.1 УК. Сейчас в этой статье указаны нормы УК, за которые грозит конфискация денег, драгоценностей и иного имущества. Перечень статей УК расширяется. Конфискация будет происходить также при совершении преступлений по ст. 207.3 (публичное распространение фейков о Вооруженных силах РФ) и ст. 280.4 (публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства), а также для «деятельности, направленной против безопасности РФ, путем совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных в примечании к ст. 280.4 УК РФ». Таких статей 24, среди них ст. 284.1 (осуществление деятельности нежелательной организации), ст. 338 (дезертирство) и ст. 359 (наемничество).

Яровая ответила, что от такого «опытного парламентария даже как-то неловко слышать такой вопрос»: «Вам тогда нужно определиться – вы работаете в адвокатской конторе и слушаете доводы, которые изложены в пользу защиты обвиняемого или подсудимого, или вы руководствуетесь буквой закона и защитой интересов граждан». Задача адвокатов, по мнению Яровой, заключается в оправдании преступников за деньги, а задача депутатов – защищать граждан России. Ее ответ встретили аплодисментами.

Член комитета по безопасности и противодействию коррупции Бийсултан Хамзаев («Единая Россия») обеспокоился, предполагает ли законопроект механизм досудебной блокировки активов: «А то у нас бывает как: один второму подскажет, активы выедут, а потом что искать и что забирать». Яровая, в свою очередь, успокоила его, пояснив, что уже имеется подобный опыт в рамках противодействия терроризму, позволяющий принимать своевременные меры.

Первый зампред комитета по аграрным вопросам Олег Нилов («Справедливая Россия») заверил, что будет выступать в поддержку законопроекта, поскольку он и его коллеги уже больше 10 лет борются за «возвращение института конфискации». Кроме того, он предложил распространить эту меру и на мошенников, которые «миллионы наших сограждан кошмарят каждый день», а также ввести проверку всех родственников на законность приобретения ими имущества.

Замруководителя фракции ЛДПР Андрей Луговой тоже выступил в поддержку законопроекта, отметив, что те, кто занимается подрывом суверенитета страны, должны нести ответственность, поскольку, по его словам, они все «предатели», которые «боятся возмездия». Глава комитета по безопасности единоросс Василий Пискарев заявил, что выступающие против России и армии «достойны презрения» и должны быть преданы суду.

Что же касается возможного правоприменения новых норм, адвокат Сергей Бадамшин в беседе с «Ведомостями» отметил, что суд в приговоре должен указать на конфискацию как меру уголовно-правового характера. А значит, обвинение должно доказать, что деньги, ценности и иное имущество получено в результате совершения преступления, предусмотренного статьями, указанными в ст. 104.1 УК РФ. Либо же что данное имущество использовалось для финансирования преступлений, предусмотренных в примечании к ст. 208.4 УК. «Суд в приговоре должен обосновать, какое конкретно имущество и почему подлежит конфискации (например, какая сумма денег получена в связи с совершением преступления или в результате его совершения, какое имущество использовалось при совершении преступления или приобретено преступным путем и т. д.)», – пояснил партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Вадим Клювгант. При этом есть перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание (например, единственное жилье, минимальный набор предметов мебели), напомнил юрист.